Заброшенный командный пункт ядерных ракет: спуск в подвешенную на пружинах капсулу

На необъятных просторах нашей страны скрыто множество её тайн. Когда-то, в глубине лесов и на бескрайних полях, в надёжно защищённых пусковых установках, в ожидании своего «часа икс» находились сотни ядерных ракет.

Однако после того как Горбачёв подписал первый договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности, а Советский Союз распался на зачастую враждебные друг другу республики (особенно на Кавказе), многое изменилось.

В те годы было уничтожено огромное количество ракетных шахт. Впрочем, военная стратегия уже смещала акцент на мобильные ракетные комплексы, и даже уцелевшие шахтные пусковые установки (ШПУ) были рекультивированы и законсервированы.

В итоге к сегодняшнему дню большинство ШПУ уничтожено: их взрывали, засыпали грунтом или затапливали водой. А иногда и всё сразу. Но, как вы, возможно, слышали из новостей, не всё так просто. Находятся ушлые искатели, которые умудряются неплохо заработать, отыскивая и раскапывая подобные закопанные шахты, чтобы затем срезать с них весь ценный металл.

Не вдаваясь в подробности того, как мы оказались на этом заросшем высокой травой поле, хочу обратить ваше внимание на небольшую дыру в земле и бетонный блок, который когда-то преграждал вход в одну из потерн, ведущих к ракетным позициям.

Предлагаю спуститься в неё и посмотреть, что же там внутри!

А внутри нас ждёт тёмный бетонный переход, который вскоре выводит к обшитой металлом шахте глубиной в сорок метров. Эта шахта была предназначена для межконтинентальной баллистической ракеты Р-36М УТТХ, более известной широкой публике под грозным именем «Сатана».

При огромном желании по скобам-лестницам можно было бы спуститься на самое дно, но что-то мне подсказывает, что в этот раз стоит отказаться от такого «удовольствия».

Кстати, если кого-то в подобных местах пугает радиация, спешу успокоить — здесь её уровень ненамного превышает естественный фон. Гораздо большую опасность для здоровья могут представлять пары гептила (ракетного топлива). Поэтому при любом раскладе я бы никому не советовал лезть в заброшенные ракетные шахты.

Тем более что до вас, скорее всего, везде уже побывали, всё сфотографировали и составили подробные планы. Впрочем, если вам нестерпимо интересно, действуйте, но помните о всех рисках, о которых мы вас предупредили.

Унифицированный командный пункт: сердце позиции

Но давайте отвлечёмся от шахт и перейдём к чему-то ещё более интересному. Для начала выберемся на поверхность, пройдёмся немного по полю и нырнём в ещё одну дыру в земле. Через несколько минут мы окажемся перед массивными, услужливо распахнутыми защитными гермодверями.

Мы внутри УКП. УКП — это унифицированный командный пункт. В чём же заключалась его унификация, спросите вы? Дело в том, что капсула командного пункта размещалась в точно такой же шахтной пусковой установке, как и ракета Р-36М.

То есть шахта здесь такая же, как на предыдущих снимках, но вместо ядерной «дубины» в ней находится металлическая капсула, разделённая на 12 ярусов-этажей. Любопытно, что многие расшифровывают аббревиатуру УКП как «укреплённый командный пункт». Хотя это и не совсем верно с технической точки зрения, но по сути недалеко от истины.

Такой пункт управления действительно был отлично защищён и должен был «выживать» в условиях, когда необходимо было наносить ответный ядерный удар уже после того, как по нашим позициям отработали вражеские средства поражения. Разумеется, на прямое попадание ядерного заряда он не рассчитывался, но в те годы, когда проектировались эти комплексы, средства доставки ещё не обладали современной точностью.

Каждый ярус-этаж выполнял определённые функции. Где-то размещалось оборудование связи, где-то находились комнаты отдыха для персонала, а где-то работали системы автономного жизнеобеспечения.

Вот, например, дизель-генераторная установка, обеспечивавшая автономное энергоснабжение всего комплекса.

Для наглядности — вот макет из украинского музея Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Если внимательно рассмотреть изображение, устройство всего комплекса становится более понятным и логичным.

Главная особенность: подвес на пружинах

Но главной «фишкой» такого командного пункта была даже не его 12-этажная конструкция, а тот факт, что внутри шахты он был подвешен на мощных пружинных амортизаторах.

Эти пружины должны были гасить сейсмические колебания от ядерных взрывов, гремевших на поверхности, тем самым значительно повышая живучесть всего комплекса и шансы на выживание находящегося в нём персонала.

Выглядит это невероятно впечатляюще. Этот снимок сделан с самого дна шахты — над головой висит сама 12-ярусная стальная капсула УКП.

Круто. Мощно. Защищённо. Но, увы, не способно выдержать прямое попадание современного высокоточного тактического ядерного боеприпаса.

Будущее оказалось за мобильными комплексами, постоянно меняющими дислокацию, а ШПУ и командовавшие ими УКП постепенно разделили участь других стационарных укреплений, подобно береговым батареям прошлого.

На этом всё. Спасибо, что дочитали. Материал подготовлен людьми без высшего военного образования и носит исключительно познавательно-развлекательный характер.

Если у кого-то есть что дополнить, будем рады вашим академическим знаниям по теме. Предложения по исправлению и доработке текстов, посвящённых РВСН, приветствуются и принимаются. Тема сложная, но очень интересная. Обсуждение перспектив стационарных ракетных комплексов также приветствуется.

Фотоматериалы: Ralph Mirebs (Shigure), редактура и текст NordSkif