Приветствую всех читателей! Я всегда внимательно изучаю ваши отклики на мои материалы и хочу отдельно остановиться на одном распространённом заблуждении. Многие почему-то уверены, что водоохранные зоны (ВОЗ) должны быть в обязательном порядке отмечены в различных реестрах и кадастрах.
Распространённое заблуждение
Часто можно услышать мнение, что если в документах Росреестра нет специальной светло-зелёной полосы, обозначающей прибрежную зону, и в кадастровых записях отсутствует соответствующая пометка, то и ограничения, установленные статьёй 65 Водного кодекса РФ, будто бы не действуют. Хочу сразу расставить точки над i: это глубокое заблуждение! Ограничения действуют в любом случае, и вот почему.
Закон против реестра: что важнее?
Всё дело в разной природе этих документов. Водный кодекс — это федеральный закон, который устанавливает правила охраны водных ресурсов, в том числе через защиту прибрежных территорий. Ширина этой защитной полосы как раз и определяется понятием водоохранной зоны. А земельные кадастры и реестры — это, по сути, базы данных. Их задача — вести учёт земельных участков и фиксировать права на них. Они не регулируют вопросы охраны природы, а лишь констатируют факт, что тот или иной участок, волею случая, попал в зону с особыми условиями использования.
Это влечёт за собой несколько важных последствий для владельцев.
Обязанности собственника земли в ВОЗ
Во-первых, если ваш участок находится в пределах водоохранной зоны, вы обязаны согласовывать свою деятельность с требованиями Водного кодекса. Не всякое строительство здесь разрешено, а разрешённое должно вестись по особым правилам. Другой вопрос — насколько строго соблюдается этот контроль на практике.
Во-вторых, нужно чётко понимать иерархию документов. Закон (Водный кодекс) имеет высшую юридическую силу. Информация в реестрах — вторична. Да, там может (но не обязана!) присутствовать отметка о нахождении в ВОЗ и особом режиме. Однако ссылаться на её отсутствие при разговоре с инспектором бесполезно. Эта запись сама по себе ничего не отменяет и не определяет — она лишь информирует. Режим устанавливает закон, а не кадастровая запись.
А как же постановления Правительства?
Здесь тоже есть важный нюанс. Правительство РФ — высший исполнительный орган, а не законодательный. Его постановления не должны и не могут противоречить федеральным законам. Если такое противоречие возникает, приоритет всегда остаётся за нормой закона, в нашем случае — Водного кодекса. Постановления могут лишь детализировать порядок исполнения закона, но не подменять его суть.
Кроме того, нужно учитывать человеческий и бюрократический фактор. Не каждое постановление мгновенно становится известно каждому инспектору на местах. Пока новые инструкции на его основе не доведены до сотрудников, они правомерно работают по старым, действующим регламентам. Поэтому инспектор может составить протокол, даже если вы будете апеллировать к неизвестному ему постановлению. Не отчаивайтесь — своё право вы сможете отстоять уже в суде, предъявив этот документ.
P.S. Отдельно отмечу ключевой момент: согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ, водоохранные зоны устанавливаются для всех водных объектов природного происхождения на территории России. Без каких-либо исключений!
Если материал был полезен, не забудьте [подписаться на блог], поделиться им с друзьями
и поставить лайк для поддержки автора! :))
