Советский предвестник Cybertruck: забытый электромобиль ВАЗ-1801

Во время визита в технический музей имени Сахарова мое внимание привлек необычный автомобиль с угловатым, почти геометрическим дизайном. Его внешний вид неожиданно напомнил мне футуристический пикап Tesla Cybertruck, о котором так много говорят в последнее время.

Загадочная находка

На номерной табличке красовалась надпись «Lada Electro», но поиск в интернете по этому названию не дал четкого ответа — все ссылки вели к более современной Lada Ellada. Как выяснилось, передо мной стоял вовсе не серийный электромобиль, а экспериментальный образец ВАЗ-1801, также известный как «Лада Пони» — об этом свидетельствовал силуэт лошадки на капоте.

Уникальный экспонат

ВАЗ-1801 никогда не выпускался серийно — по официальным данным, существовало всего два таких экземпляра. Это делает машину по-настоящему редкой и ценной для коллекционеров и историков техники.

Изначально разработчики предполагали, что бесшумный электромобиль будет использоваться в парковых зонах, на курортах и выставках. Оба экземпляра действительно «работали» на выставке Автопром-84 в Москве, развлекая посетителей и катая гостей.

Технические особенности

Два тяжелых аккумулятора общей массой около 400 килограммов обеспечивали этому «пони» запас хода в 140 километров. И это без использования системы рекуперации энергии, которая стала стандартом для современных электромобилей. Более того, машина создавалась задолго до появления литий-ионных, не говоря уже о современных литий-полимерных батареях.

Максимальная скорость составляла вполне respectable 90 км/ч, хотя точных данных о динамике разгона, к сожалению, не сохранилось.

Дизайн, опередивший время?

Конечно, прямое сравнение Cybertruck и советского «Пони» было бы некорректным — это машины разных эпох и классов. Однако меня заинтересовал вопрос к дизайнеру Ю. Верещагину: он опередил свое время или просто не уделил достаточно внимания эстетике? Советский футуризм в автомобилестроении, который долгие годы казался нам несколько грубоватым, теперь неожиданно находит отголоски в творениях Илона Маска. Возможно, всё действительно циклично — но это лишь мое личное наблюдение.

Музейная ценность

Эта публикация — в первую очередь рассказ о редкой и необычной машине, которую можно увидеть в музее имени Сахарова в Тольятти. Если присмотреться к одометру, можно заметить пробег всего в 327 километров — получается, автомобиль практически не эксплуатировался и попал в музей в почти идеальном состоянии. Прекрасный экспонат для любой коллекции!

Надеюсь, читатели не против, если на канале периодически будут появляться рассказы о различных «чудесах» советского автопрома или интересно модифицированных старых отечественных автомобилях?