В этой статье я хочу снова пригласить вас на Буряковку — печально известный пункт захоронения радиоактивных отходов в сердце Чернобыльской зоны отчуждения. Это место — последний приют для огромного парка техники, которая ценой собственной «жизни» участвовала в битве с последствиями страшной аварии. Сегодня мой рассказ — о целой группе инженерных машин разграждения, ИМРах, которые теперь молчаливо стоят, постепенно уходя в небытие.
Универсальный солдат на радиоактивном фронте
ИМР-2 оказался настоящим спасителем в тех невыносимых условиях. Его уникальная универсальность позволила бросить эти машины на решение самых разных задач, которые ставила перед ликвидаторами чудовищная радиационная катастрофа.
Задумывалась эта техника для других, военных целей: высокая проходимость, мощное крановое и бульдозерное оборудование, а также серьезная противорадиационная защита кабины должны были помогать войскам продвигаться по землям, пораженным ядерным ударом.
Однако именно эти качества — живучесть, защита экипажа и способность выполнять сложные инженерные работы — сделали ИМРы незаменимыми на зараженных руинах Чернобыля. Они стали рабочими лошадками, без которых многие операции были бы просто невозможны.
Тяжелая работа у саркофага и за его пределами
Образ этой машины неразрывно связан с эпицентром — разрушенным четвертым энергоблоком. Но их работа была куда масштабнее. ИМРы не только расчищали завалы у «Укрытия», но и выполняли другую, душераздирающую миссию — они сносили до основания целые обреченные села, буквально погребая их под слоем грунта, чтобы остановить распространение радиоактивной пыли.
Возле самого реактора уровни радиации в 1986 году были запредельными — от 60 до 500 и даже больше рентген в час. Обычная строительная техника в таких условиях выходила из строя за считанные часы, а экипажи были бы обречены. ИМРы, прибывшие к эпицентру в начале мая, стали одним из немногих видов техники, способных там работать. На многие из них позже установили дистанционные гамма-детекторы на стрелах манипуляторов, чтобы оператор из защищенной кабины мог «ощупывать» радиационную обстановку.
Сегодня их подвиг забыт. Техника, победившая радиацию, сама стала ее жертвой. Она все еще «фонит», оставаясь опасной, и медленно, год за годом, ржавеет под дождями и снегами чернобыльского неба.
Интересно, что в 1986 году ИМР-2 был относительно новой машиной, состоявшей на вооружении всего около шести лет. Его создали на надежном шасси танка Т-72А, а серийный выпуск был налажен на легендарном Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Так что в Чернобыль отправилась, по сути, элита инженерных войск.
Печальная картина на кладбище техники
На стоянке я насчитал около двух десятков этих машин. Состояние у всех разное, но ни одна не цела. Часть ИМРов уже давно и основательно разобрали — видимо, это те, чья радиоактивность со временем снизилась до относительно приемлемых уровней, позволивших подступиться к металлу.
С них сняли буквально все, что можно было унести.
Манипуляторы-стрелы, гусеничные траки, массивные ковши — все это теперь лежит отдельными грудами.
Остовы разукомплектованных машин сброшены в беспорядочные кучи. Ржавые, искореженные, они, вероятно, простоят здесь еще не один десяток лет. Хотя, кто знает, возможно, в будущем и до них дойдут руки, как уже добрались до более «чистых» БТРов, которых здесь тоже немало.
В следующем материале на нашем канале я покажу и расскажу о другой героической технике — вертолетах, которые сыграли свою ключевую роль в ликвидации аварии на ЧАЭС, сбрасывая тонны материалов в пылающий реактор.
А напоследок предлагаю вашему вниманию видео, снятое прямо на этом пункте захоронения, чтобы вы могли прочувствовать атмосферу этого места.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Если тебе интересны истории заброшенной техники и индустриальные путешествия — подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями.
