Забвение героев: как инженерные машины разграждения ИМР-2 ржавеют на кладбище техники в Чернобыле

В очередной раз отправляюсь на Буряковку — так называют место захоронения радиоактивных отходов в Чернобыльской зоне отчуждения. Это своеобразное кладбище техники, которая когда-то самоотверженно работала на ликвидации последствий страшной аварии. Сегодня я хочу показать вам участок, где нашли свой последний приют инженерные машины разграждения ИМР-2.

Универсальный солдат Чернобыля

ИМР-2 оказался незаменимым помощником в тех нечеловеческих условиях. Его уникальная конструкция, сочетающая мощный бульдозерный отвал, крановое оборудование и высокую проходимость, изначально создавалась для проделывания путей войскам на местности, пораженной ядерным ударом. Но именно эти качества — герметичная кабина с противорадиационной защитой, надежность и сила — сделали его одним из главных «работяг» в зоне отчуждения.

Эти машины не просто толкали груды радиоактивного мусора у стен четвертого энергоблока. Они выполняли тяжелейшую и морально сложную работу по сносу зараженных деревень, буквально закапывая остатки домов и целые улицы, чтобы остановить распространение радиации.

Возле разрушенного реактора ИМРы появились уже в начале мая 1986 года. Уровень радиации там был запредельным — от 60 до 500 рентген в час и выше. Обычная техника в таких условиях выходила из строя за считанные часы, а экипажи получали смертельные дозы. ИМРы же, благодаря защите, могли работать дольше. На многие из них даже установили дистанционные гамма-детекторы на стрелах манипуляторов, чтобы оператор мог «ощупывать» радиационную обстановку, не выходя из кабины.

Сегодня их эпоха давно закончилась. Теперь они тихо «светятся» и медленно превращаются в ржавую груду металла под дождем и снегом Чернобыля.

Новейшая техника своего времени

Интересно, что в 1986 году ИМР-2 был относительно новой машиной. Его приняли на вооружение всего за шесть лет до аварии. Созданный на надежном шасси танка Т-72А и выпускавшийся на легендарном Уралвагонзаводе, он олицетворял собой передовой край советской инженерной мысли. И этот «передовой край» бросили на борьбу с невидимым и смертоносным врагом.

На этом участке Буряковки я насчитал около двадцати ИМРов. Состояние у них разное. Часть машин уже давно разобрана — видимо, те, что были менее «фонящими» и представляли интерес для охотников за запчастями.

С них сняли все, что можно было снять.

Манипуляторы, гусеничные траки, бульдозерные отвалы — все пошло на запчасти или просто было брошено рядом.

Остовы разграбленных машин сброшены в груду. Ржавые, искореженные, они, вероятно, простоят здесь еще не один десяток лет. Хотя, кто знает, возможно, в будущем дойдет очередь и до них. Ведь черные металлоломщики уже давно активно «осваивают» менее радиоактивные БТРы в округе.

В следующем материале на нашем канале я покажу и расскажу о другой легендарной технике Чернобыля — вертолетах, которые тушили реактор с воздуха и также нашли свой покой здесь, на Буряковке.

А в завершение предлагаю вашему вниманию видео, снятое прямо на этом пункте захоронения, чтобы вы могли прочувствовать атмосферу этого места.

Материал подготовлен Максимом Майоровым специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Если тебе интересны истории заброшенной техники и индустриальные путешествия — подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями!