Это место — знаменитое подземное укрытие и ремонтная база для субмарин, вырубленное прямо в скалах бухты Павловского. Масштабы поражают воображение.
Работы стартовали в 1977 году, и объект получил скромное строительное обозначение К-765 (карьер №765). Откуда в сети взялось название «Объект №6», доподлинно неизвестно — возможно, это было внутреннее, неофициальное прозвище, которое должно было закрепиться после сдачи объекта.
Уже за первые три года удалось возвести командный пункт (Сооружение 26). Его сдали в эксплуатацию в спешном порядке, и пока там уже работали, строительство всей базы продолжалось полным ходом, параллельно шла и доводка самого командного пункта. О нём мы расскажем как-нибудь отдельно.
Когда Советский Союз распался, стройку решили заморозить, хотя к тому моменту было выполнено 99% всех горных и бетонных работ. Уже начинался монтаж металлических конструкций, защитных устройств и специального оборудования. А после подписания договора СНВ-1 было принято окончательное решение — законсервировать базу навсегда, оставив в рабочем состоянии только достроенный командный пункт. Проходы в главный канал дополнительно перекрыли насыпями и специальными бетонными пробками, как того требовали международные соглашения.
Для чего всё это строилось?
По замыслу, эта база должна была стать высокозащищённым судоремонтным заводом для атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, в первую очередь — проекта 667-Б (и, вероятно, других модификаций проекта 667). Эти лодки как раз базировались неподалёку, на территории военно-морской базы Шкотово-28 в той же бухте Павловского.
Устройство подземного комплекса
Сердцем базы является главный канал (Сооружение №1). Его длина — 645 метров, ширина — около 23 метров, а высота — 29 метров, из которых 18 метров должны были заполняться водой. Вдоль этого канала тянется огромный боковой блок (Сооружение №2) длиной примерно 400 метров, шириной 15 метров и высотой около 12 метров. Всё это хозяйство опутано сетью технических коридоров, переходов и вспомогательных помещений.
На фото — один из порталов канала, наглухо запечатанный консервационной пробкой. Слева виден вход в саму базу — настолько огромный, что в него спокойно может заехать карьерный самосвал.
Место обладает совершенно особой, мрачноватой атмосферой. Много лет сюда совершенно свободно приходили все желающие, в том числе и мы с друзьями. Но последние пару лет военные стали активно отгонять любопытных, так что теперь, чтобы спокойно всё осмотреть, нужно вести себя очень тихо и осторожно.
Зимой в тоннелях образуются причудливые ледяные сталагмиты — зрелище завораживающее.
Кое-где ещё сохранились массивные герметичные люки и двери.
Для создания этого грандиозного сооружения были привлечены специалисты-метростроевцы, что неудивительно — опыт прокладки тоннелей здесь пришёлся как нельзя кстати.
Стены испещрены не только строительными пометками, но и множеством дембельских надписей, оставленных как во время строительства, так и много позже.
Выход в самый большой боковой блок, оборудованный своеобразным балконом.
Здесь, согласно проекту, должно было быть возведено трёхэтажное сооружение, а под полом находился бы ещё один технический этаж для коммуникаций. Сейчас в пустом пространстве остались лишь залитые фундаменты под колонны и закладные детали в стенах для будущих перекрытий.
Выход из бокового блока непосредственно в канал для подлодок.
Сам канал протяжённостью 645 метров. В нём одновременно могли разместиться три подводных ракетных крейсера стратегического назначения.
Интересно, что из всех подобных недостроенных советских баз для подлодок эта должна была стать самой передовой и технологичной. Её начали строить позже других, уже с учётом опыта, полученного на предыдущих объектах. Более того, это была единственная база, канал которой во время ремонта подлодок планировалось осушать полностью. А на порталах вместо традиционных батопортов должны были стоять гигантские распашные гермоворота с гидравлическим приводом.
Стоит развеять один распространённый миф: никаких операций по перезарядке реакторов или зарядке ядерными боеголовками здесь не планировалось. База создавалась для совершенно иных целей. Те, кто хотя бы примерно представляет себе масштабы и сложность таких процессов, сразу поймут, что физически организовать их здесь было бы невозможно.
Зимой вода в канале замерзает, и по ледяному покрову можно ходить.
Один из переходов над каналом, соединяющий одну сторону базы с другой.
Просторы здесь действительно огромные. Когда видишь объёмы проделанной в скале работы, невольно поражаешься — сегодня такими темпами и с таким размахом уже не строят.
Ну а на этом, пожалуй, всё.
Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк, подпишитесь на наш канал и посмотрите другие наши публикации.
Спасибо, что были с нами. До новых встреч в наших путешествиях!
