Японские поезда глазами путешественника: личный опыт и впечатления

Когда я впервые оказалась в Японии, меня сразу поразила невероятная развитость общественного транспорта, и в особенности — железнодорожной сети. Это настоящая кровеносная система страны: на знаменитых скоростных поездах можно преодолеть огромные расстояния буквально за несколько часов.

Стоимость и проездной JR PASS

Стоит признать, местные поезда по уровню комфорта и скорости составляют серьёзную конкуренцию авиации, однако и цена проезда соответствующая — довольно высокая. Для туристов, к счастью, существует отличное решение — специальный проездной JR PASS. Он действует 7, 14 или 21 день и, по японским меркам, стоит относительно недорого. Этот пропуск открывает доступ к большей части железнодорожного транспента, а также к некоторым автобусам и паромам, которые управляются компанией Japan Railways (JR).

Главное, что сразу бросается в глаза и отличает Японию от России, — это наличие множества частных перевозчиков. Поэтому важно помнить: если вы сядете в поезд, не принадлежащий JR, за проезд придётся платить отдельно, и JR PASS здесь не сработает.

Комфорт и оснащение

Внутри поездов царит порядок и уют. Все двери автоматические, сиденья очень удобные, а туалеты поражают своей современностью и безупречной чистотой. Разумеется, везде работают кондиционеры. Приятным бонусом во многих составах стал бесплатный Wi-Fi и вендинговые аппараты с напитками и закусками по доступным ценам.

Навигация и планирование

Планировать маршруты невероятно удобно с помощью множества онлайн-сервисов и мобильных приложений. Правда, для их использования потребуются хотя бы базовые знания английского или, что ещё лучше, японского языка.

Вокзалы и станции

Японские вокзалы — это целые многофункциональные комплексы. Здесь есть комфортабельные залы ожидания, специальные комнаты для курения, а также множество магазинчиков, где можно купить сувениры или еду в дорогу. Что особенно радует, цены в этих привокзальных магазинах не завышены и сопоставимы с городскими.

Даже на самих платформах часто встречаются небольшие, но уютные и отапливаемые залы ожидания. В холодное время года они становятся настоящим спасением!

Внешний вид и расписание

Что касается дизайна, то поезда бывают очень разными: некоторые мило и тематически оформлены, другие же выдержаны в строгой, почти «заводской» окраске. Интересно, что разрисованных граффити составов, как, например, в США или Европе, здесь не встретишь.

Движение поездов практически круглосуточное. В небольших посёлках вокзалы часто остаются открытыми на ночь, и если вы опоздали на последний поезд, можно спокойно дождаться утра внутри станции — вас никто не выгонит. Интервалы между поездами минимальны, «окон» в расписании почти нет, что позволяет строить максимально удобные маршруты без долгих ожиданий.

Железная дорога в городе

В крупных городах, помимо метро, активно курсируют городские электрички, соединяющие ключевые районы. Если у вас есть JR PASS, на них можно здорово сэкономить. Правда, станции расположены не так густо, как станции метро, и иногда до нужной железнодорожной платформы приходится идти пешком несколько километров.

На каждой станции обязательно есть дежурный. Как правило, они неплохо говорят по-английски и всегда готовы помочь, если у вас возникли трудности. Туалеты на станциях — отдельная тема для похвалы: они всегда бесплатны и содержатся в идеальной чистоте.

Личный опыт и советы

Я сама привыкла путешествовать на автомобиле, но в Японии с прокатом машин всё сложно, поэтому пришлось осваивать железную дорогу. Признаюсь, поначалу это казалось невероятно запутанным, особенно когда видишь эти сложные схемы маршрутов. Но уже через несколько дней втягиваешься и начинаешь чувствовать себя уверенно.

Всем путешественникам я настоятельно рекомендую обзавестись местной SIM-картой с мобильным интернетом. Бесплатный Wi-Fi есть во многих местах, но собственная связь — это гарантия и спокойствие в любой ситуации.

В качестве заключения хочу сказать: японские железные дороги — это безупречно организованный, удобный и надёжный вид транспорта. Уровень комфорта и продуманности здесь, безусловно, выше, чем в России. Однако и цена соответствующая — значительно выше. Даже с экономичным проездным JR PASS мои транспортные расходы за поездку превысили 30 тысяч рублей.

Текст и фотографии Алёна «Biolena» для проекта NordSkif & Co