Неожиданная находка: разобранный Ан-10А в сельском огороде под Краснодаром

Во время одной из поездок в Краснодар я решил прогуляться по частному сектору. Вдруг мой взгляд упал на нечто совершенно неожиданное: среди обычных огородов и домов на одном из участков лежал объект, удивительно похожий на фюзеляж самолета. Подойдя поближе, я разглядел, что из густых зарослей выглядывают винты, кабина и другие части воздушного судна. Это зрелище меня так заинтриговало, что я сразу начал осматривать находку, а позже полез в интернет, чтобы узнать историю этого странного артефакта.

История краснодарского Ан-10

Как выяснилось, история довольно прозаична. Этот самолет когда-то летал под флагом Северо-Кавказского территориального управления гражданской авиации. После завершения летной службы его не отправили на слом, а установили в Первомайской роще Краснодара, где он долгое время работал как детский кинотеатр — представьте, дети смотрели мультфильмы внутри настоящего лайнера! Однако в конце 1980-х кинотеатр закрыли, а самолет демонтировали. Его останки, уже распиленные на части, забрал себе один из местных жителей, перевез к себе во двор, и с тех пор они там и лежат, постепенно зарастая мхом и приходя в упадок. Вид, надо сказать, сюрреалистический — огромные куски авиационной техники посреди обычного огорода.

Этот конкретный борт, Ан-10А с регистрационным номером СССР-11192, сошел с конвейера и был зарегистрирован 19 июля 1960 года. Он был рассчитан на перевозку 100 пассажиров и долгое время исправно служил авиаперевозчикам.

Конец эпохи Ан-10

Судьба этого самолета повторила судьбу многих его собратьев. До начала 1970-х годов он успешно летал, но все изменила трагедия 1972 года — катастрофа Ан-10 под Харьковом. Расследование показало, что причиной стали конструктивные недостатки машины. После этого весь парк Ан-10 был немедленно отстранен от полетов "по неудовлетворительному техническому состоянию". Эпоха одного из первых советских пассажирских турбовинтовых лайнеров завершилась.

Большинство списанных Ан-10 тогда отправили на переплавку. Лишь небольшую часть сохранили, установив в парках и скверах в качестве памятников авиации или необычных детских площадок. Возможно, такой же стоял когда-то и в вашем городе? Нашему герою повезло больше — он стал кинотеатром в Краснодаре.

Но и эта вторая жизнь закончилась. В конце 80-х памятник демонтировали, что, в общем-то, было обычной практикой для того времени.

Печальное настоящее

Сейчас крылья самолета лежат в траве, одно на другом. Их плачевное состояние хорошо видно на фотографии. Грустно осознавать, что эти конструкции когда-то несли по воздуху сотни людей, а теперь медленно разрушаются под открытым небом.

Сегодня в мире сохранился всего один целый Ан-10 — он занимает почетное место в авиамузее в Монино. О нем и других экспонатах этого музея мы уже рассказывали на нашем канале.

Теоретически, при огромном объеме реставрационных работ эти краснодарские обломки могли бы стать вторым уцелевшим экземпляром редкого самолета. Хозяину не раз предлагали выкупить эти исторические фрагменты, но он каждый раз отвечал отказом.

На покрытом мхом фюзеляже еще можно разобрать гордую надпись «СССР» — последнее напоминание о его прошлом.

Снятые воздушные винты пока еще выглядят более-менее целыми, но это, увы, лишь временно. Если ничего не изменится, через 10-15 лет они, скорее всего, отправятся в пункт приема металлолома.

Вместо эпилога

Что ж, в итоге останки некогда величественного лайнера превратились в пристанище для бродячих собак, которых там действительно много. Мне совершенно непонятна логика человека, который забрал эти уникальные обломки, чтобы просто наблюдать, как они медленно умирают в его огороде. Ни себе на радость, ни людям на пользу, ни истории на сохранение...

Отдельная благодарность за предоставленные фотоматериалы Александру Сашенкову, специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Если тебе интересны такие истории и находки, подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями.