Малая гора идолов, или Маньпупунёр

Пеший поход 212 км (официальный километраж) 2 категории сложности, 12 дней пешком под рюкзаком по североуральским горам.

Это мой первый большой поход, до этого были только ПВД. Но те, кто меня знает, не удивятся — если я что-то задумала, то сразу в омут с головой!

Познакомилась я с группой уже в Ивделе — оказывается, на Маньпупунёр записалось 8 человек, из них лишь одна девушка — я. Ну, что ж? Будет весело, подумала я!

Нам предстояла заброска на Урале. Ожидалось 6-7 часов тряски. Но что-то пошло не так: больше 12 часов пути — мы успели познакомиться, обсудить предстоящий поход, поспать (насколько это возможно в Урале), поиграть в «Есть контакт», а также поменять проткнутое колесо (весьма занимательное действо). Остановки у нас сопровождали фразой: «Мы ещё живы!».

Доехали мы до отправной точки у реки Ауспия. Там распределили общее снаряжение и еду (как мне сказали, где-то по 7 кг на человека). После собрались с духом и двинулись в путь. Пройдя немного по дороге, мы свернули на тропинку, по которой должны были идти два дня. «Эх, путь-дорожка…», не фронтовая, конечно, но извилистая, лесная.

Первой значимой точкой у нас был знаменитый перевал Дятлова. Давно хотела здесь побывать, но собрать группу из Североуральска сложно (может, и возможно, но связей у меня не много с местными туристами), а одной... ну, не вариант пока. Погулять по Конжаку одной — это мне под силу. Хотя сейчас, я думаю, что вполне могла бы одна сгонять на перевал — проблема в заброске. Там ещё есть куда сходить, что посмотреть. Время, деньги... Но всё возможно!

Нас было две группы: одна на перевал Дятлова и Отортен, а вторая (наша) — на плато Маньпупунёр. Шли в темпе выше среднего (для меня) — у меня же ноги короткие. Это для пауэрлифтинга хорошо, но в походе на каждый шаг мужчин приходилось 1,5 моих (бежит такой гномик на ножках, которого за рюкзаком-то не видно!).

До перевала у нас была одна ночёвка на стоянке «Каска». Мы с Гришей дежурили первые. Точнее дежурил он, а я пользовалась положением.

Второй стоянкой была т.н. «Вилка-ложка». Там есть местные достопримечательности в виде упомянутых предметов (и не только), а также висящий на дереве местный телефонный аппарат, по которому можно «позвонить» маме. Нет, до мамы я не дозвонилась, видимо, связь плохая. Первая группа здесь поставила лагерь, а наша продолжила путь с рюкзаками через перевал к следующей стоянке.

Перевал Дятлова

... Знаменитый перевал. Что можно сказать? Да красиво! Даже в ту погоду, что нас сопровождала весь поход! Уральская природа великолепна в любую погоду и в любое время года! Кстати, никаких особенных ощущений на перевале я не почувствовала: волосы дыбом не встали (если только от ветра), голосов не услышала, озарений никаких не было. Но был чувство тихой радости: ещё одна маленькая мечта исполнилась — побывать на перевале. Однако другая группа, что ночевала на перевале, испытывала какие-то необъяснимые чувства (мммистика — необъяснимо, но факт).

Ещё мы налегке сгоняли на гору Холатчахль (или Гора Мертвецов). Но суровая уральская погода решила не баловать нас красивыми пейзажами и солнечными лучами, а окунула нас в облако (совсем не то воздушное и «мягкое» облако, как часто представляется нам): ничего не видно, холодно, мокро. Но всё равно классно!

Минуя перевал Дятлова, мы отправились на стоянку джиперов (ибо здесь джиперы часто стоят, отсюда и название). Здесь под моросью поставили палатки, приготовили ужин и поделились впечатлениями. На утро просыпаешься отёкший (и так почти весь поход). Завтрак, водные процедуры (кстати, мыться в ручье со снежника — непередаваемое ощущение свежести!).

Малая гора идолов, или Маньпупунёр

Далее дорога нас ведёт к высшей точке горного хребта Поясовый Камень — Отортен. Это был, пожалуй, самый тяжёлый день пути, ибо я ещё втягивалась в этот режим, а погода была просто лютая: мы шли мокрые, обдуваемые вольными ветрами Северного Урала (ветер просто сносил), ещё и без обеда (в такую погоду это было сложно). Честно, были мысли развернуться. Но есть несколько моментов, которые мне не позволили это сделать: во-первых, я очень упрямый человек, я не сдамся, пока силы совсем не иссякнут; во-вторых, Маньпупунёр был моей целью, моей маленькой мечтой, нельзя поворачивать; в-третьих, меня очень поддержал Гриша (Григорий Дятлов, кстати: сколько же было шуток по этому поводу!). Гриш, я благодарна тебе за поддержку, за разговоры, за понимание; я рада знакомству с тобой!

В общем, не буду расписывать все «приключения» этого дня (в оправдание могу лишь сказать, что не мне одной было тяжело в этот день), скажу лишь, что когда мы увидели горные модули под Отортеном, то бросили все силы, лишь бы быстрее дойти до них.

Отортен

Горные модули — весьма приятная штука, там можно высушить одежду, самим высохнуть, погреться... Но была бы хорошая погода, мы бы, скорее всего, ночевали в палатках.

На утро была радиалка на вершину Отортена с красивой цифрой — 1234 м. Не все пошли, но я не могла упустить такую возможность, хотя очень хотелось потратить время на дополнительный отдых. На горе погода нам позволила немного отдохнуть от дождя и тумана, но... радость была недолгой. Уходили мы на Отортен в ясную погоду, а возвращались уже ёжиками в тумане. Атмосфера там, конечно, была какой-то сказочной: мы даже поделились друг с другом ассоциациями — я представила средневековую эпоху рыцарей, которые идут по холмам в тумане средь скал в доспехах и на конях, сопровождая значимую женскую особу (и это я не про себя!)... Так мы спустились снова к модулям, где снова надели рюкзаки на плечи и в путь...

После Отортена уже было куда легче идти.

О том, как я переходила реку — это вообще отдельная история. Одно могу сказать — поддержка у меня была отличная! (Даже стыдно немного — столько внимания!).

Щебёнка

По пути нам встретился сарай, в котором мы оставили запись о нашем походе. Для рьяных туристов здесь есть предупреждение: «Сарай сараем не топить!». А так хотелось...

Держим путь к модулям у т.н. Щебёнки. Сегодня хоть и легче идти, но нагрузка очень даже ощущается. Так как мы вышли поздно (из-за радиалки на Отортен), пришли мы к модулям уже ночью. А это забавно — готовить ужин ночью (и так у нас будет несколько раз за поход). Но все голодные, поэтому ужин не отменяется.

Европа-Азия

На следующий день продолжаем двигаться от модулей к модулям, на повестке дня — «Европа-Азия». Двигаемся по мере сил и возможностей. Встретили по пути туристку Раду: поговорили, узнали обстановку в заповеднике. (Не совсем понимаю всю суматоху вокруг неё, но кто я такая, чтобы судить?..).

Европа-Азия — это большой восьмиместный модуль. Красота! Можно снова обсохнуть! И всё бы хорошо, но спать на верхних полках модуля для меня — катастрофа. Там жара! Поэтому ночью я внезапно решила примерить роль бомжа и лечь спать на пол. Страшно, что затопчут, но зато прохладно...

Вологодская грань и медведь

Важная точка перед Пупами — горный лагерь Вологодская грань — Восточная граница государственного Печоро-Илычского природного биосферного заповедника, республика Коми. Туда и путь держим.

Кстати! Чуть не забыла один из самых ярких моментов похода! Я же впервые увидела в дикой природе медведя! Это произошло после обеда. У меня жутко замёрзли ноги, поэтому я на адреналине и на злости (на себя) просто побежала вперёд. Так вот, иду я, значит, никого не трогаю, поднимаю глаза, а в метрах 10 от меня сидит медведь (видимо, шёл к нам на обед, да припоздал немного или застеснялся). Позади шёл Вадим, поэтому только мы вдвоём с ним и успели увидеть красавца. Медведь сразу шуганулся, развернулся и в лес бежать (только пятая точка и колыхалась, глаз не могла оторвать). Большой медведь, мех переливался: сверху светлее, внизу темнее. Что я почувствовала в этот момент? Смесь восторга и разочарования: восторг от того, что увидела медведя, а разочарование — что не успела сфотографировать его. Зато это уж точно останется в моей памяти...

На Вологодской грани предстоял непродолжительный отдых (около 4 часов), а затем радиалка к месту назначения — плато Маньпупунёр. На данный момент мы прошли около 26 км под рюкзаками, предстояло ещё 20 км до плато и обратно налегке. Говорили, что в моих глазах читалось отчаяние. Неее… Не отчаяние это было, просто усталость. Я спрашивала свой организм, насколько ещё у меня хватит ресурсов. Он истерично посмеялся надо мной, но твёрдо решил, что ресурсов ещё достаточно.

Погода «чудесная» — ветер пробирает до костей, путь «лёгкий» — почти вся дорога — это болото. Но всё ерунда — чапаем по болоту, как зомби, двигаясь к своей цели... «А мне летааать охота!»… И почему люди не летают, как птицы?

Плато Маньпупунёр

На плато нас встретил уже привычный товарищ — туман. Идёшь в облаке, как в каком-то фильме ужасов (а может, фантастика или приключения?). Топаем друг за другом по тропинке (продолжаем изображать ёжиков в тумане, пробирающихся по зловещему Мордору к мансийским болванам). Как вдруг прямо на глазах из тумана вырисовывается силуэт гиганта! Вот они! Пупы! Огромные камни выветривания! Настроение сразу поднялось! Дошли! Погода не позволила долго гулять здесь (я вся промёрзла). Но эмоций и так хватило (даже отвоевали «Алёнку» у «зомби»).

Надо сказать, что через какое-то время, пока мы за чайком да разговорами время коротали (дабы согреться), на плато прояснилось, поэтому у нас появилась прекрасная возможность запечатлеть Маньпупунёр «ясный». А нам ведь так-то повезло, что мы застали два таких «состояния» плато: туманное и ясное.

Путь домой

Теперь путь домой! Около 100 км пёхом, и мы у места заброски. Пфф, сюда дошли... и обратно выйдем! А пока мысли лишь о сладком сне...

Обратный путь был легче (кроме штурма Отортена — где-то 32 км + незапланированный переход через вершину): уже приспособилась к таким нагрузкам, рюкзаки полегчали (еду подъели). Но мы прошли. Кому-то легче, кому-то тяжелее. Одно могу сказать — спасибо всей команде! Миша, Вадим, Гриша, Семён, Саша, Антон, Денис! Климат в группе был более чем благоприятный, как-то легко мы сошлись, преодолели всё, поддерживали друг друга. Надеюсь, мы ещё когда-нибудь встретимся, куда-нибудь сходим.

Туризм — это моё

Это был замечательный поход! Для себя я определила, что туризм — это моё! Сейчас есть небольшая пустота от того, что это было и закончилось. Но скоро это пройдёт. Я знаю. Всегда проходит.

Малая гора идолов, или Маньпупунёр

Впереди новые вершины, новые пути, новые возможности! Живи, пока молодой! Всё будет, я уверена! Стремлюсь воплощать мечты в реальность, двигаюсь от цели к цели, преодолевая себя, свою лень, свои слабости, свои недостатки. Это мой выбор, и он мне нравится.