Последние дни ЗиЛа: как умирал промышленный гигант

Когда-то фраза «ЗиЛ — ударная комсомольская стройка» была символом эпохи. Сегодня она звучит с горькой иронией. То, что создавалось десятилетиями, теперь почти полностью стерто с лица земли — разобрано, разграблено, уничтожено. На месте легендарного завода уже вовсю идет новая, совсем не комсомольская стройка: вырастают жилые кварталы, прокладываются улицы, разбиваются парки. Промышленный колосс принесен в жертву современной застройке.

Последний вздох завода

Предприятие, которое по праву считалось городом в городе и стало локомотивом отечественной индустрии, прекратило свое существование. От былого величия остался лишь механосборочный цех №6 — единственный, где еще теплится жизнь. Хотя с 2015 года все операции здесь ведут частные структуры, формально цех числится за Правительством Москвы.

Масштабного производства тут уже не увидишь — только ремонт и восстановление старых правительственных лимузинов. Ходят разговоры, что и этот островок активности скоро закроют, а здание разделит судьбу остальных корпусов.

У ворот нас встречает одинокая кошка — немой страж, смотрящий на мир сквозь решетку. Внутри цеха царит гробовая тишина. Оборудования почти нет, но следы недавнего присутствия людей видны — кто-то еще заходит сюда.

В дальнем углу, за пыльным окном, стоит лимузин. Кажется, его когда-то пытались собирать, но работа явно заброшена. Автомобиль покрыт толстым слоем пыли, а вокруг разбросаны обрезки металла и прочий хлам — похоже, проект окончательно забросили.

Административный корпус одного из цехов похож на капсулу времени. Здесь все застыло в прошлом веке, и лишь выцветший российский флаг намекает, что время все же идет.

Увядшие цветы в горшках, старенькое радио, импортный телевизор образца 90-х — от этой картины на душе становится еще тяжелее. Пока мы бродим по этажам, на первом этаже уже вовсю трудятся рабочие из ближнего зарубежья — снимают радиаторы отопления. Скоро, наверное, дойдут и до оконных рам: металл ведь тоже деньги.

Территория завода больше напоминает свалку, чем промышленную зону. Выбитые стекла, ржавые каркасы цехов, горы мусора — этому безобразию осталось недолго. Через пару недель сюда придут бульдозеры, чтобы расчистить место под очередной элитный жилой комплекс с громким названием. Стране больше не нужны грузовики — ей нужны апартаменты.

История, которую выбросили на свалку

Бродя по руинам, понимаешь: исторической ценности этого места здесь никто не видел. После закрытия людей просто выгнали, а архивы — пленки, чертежи, фотографии, документы — бросили на произвол судьбы. Часть этих реликвий мне удалось спасти за многочисленные вылазки на территорию. Но настоящий подвиг совершили мои знакомые — их коллекцию фото, видео и документов можно найти в группе «ЗиЛdreams» ВКонтакте.

До самого конца завод жил в ритме Советского Союза. Мне кажется, многие работники до последнего не верили в перемены и существовали в своем замкнутом мирке, в своем «городе в городе».

Теперь вся эта история никому не нужна. Она сгнила от сырости, была оторвана от стен и выброшена в окна — как и сотни уникальных чертежей, книг, станков. Завод уничтожили физически, а заодно попытались стереть и его память — все ради наживы.

Мы уходим с территории и говорим «Прощай!». Раньше мы всегда говорили «До свидания» — в надежде вернуться.

Горькая насмешка и криминальные тени

У здания заводоуправления АМО ЗИЛ висит знак «Прием металла». Это похоже на злую шутку: действительно, можно утащить металл с завода и сдать его в пункт приема прямо здесь же. Удобно, не правда ли?

Хотя простым людям вряд ли удавалось поживиться — разделом «наследства» занимались «серьезные» ребята. Они платили немалые деньги бывшему руководству завода, чтобы безнаказанно делить территорию и активы.

Дело доходило до криминала. Сталкеры не раз находили в цехах и за бытовками повешенных — и среди мародеров, и среди рабочих из Средней Азии. Но это уже совсем другая, темная история.

В завершение предлагаю посмотреть видео, снятое с квадрокоптера. Ситуация с тех пор мало изменилась.

На этом все.

Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.