Заброшенный ГАЗ-51 в Гагре: как мы нашли легенду, поглощённую природой

После долгой прогулки по окрестностям Гагры мы уже направлялись к нашему временному жилью. Погода в этих краях переменчива: ещё недавно палило солнце, а теперь небо затянуло тучами и подул резкий ветер. К счастью, до квартиры было рукой подать.

Мы шли по тротуару, я делал снимки местности. Начала накрапывать морось, и я уже собрался убирать фотоаппарат, как меня окликнул спутник: «Посмотри туда!»

Я взглянул в сторону двора небольшой станции техобслуживания. Что особенного? Обычное здание, обшитое пластиком, с кондиционером — типичная маленькая СТО. Таких у нас множество. Рассмотрел его внимательнее — ничего примечательного. Мой товарищ, находившийся в десяти метрах, как раз фотографировал горные пейзажи. Он подошёл ко мне.

— Что ты там увидел? Автосервис среди заросшего сорняками заброшенного двора?

— Взгляни внимательнее, чуть правее.

Я вернулся назад, присмотрелся и заметил в траве старый грузовик ГАЗ-51, почти полностью сливавшийся с зеленью.

Немного истории

Этой машине очень много лет. Первые образцы разрабатывали ещё перед Великой Отечественной войной, а проектирование началось в 1937 году. После Победы производство возобновили, модернизировали и выпускали вплоть до 1975 года. Судя по архивным советским документам, эти грузовики производили и за рубежом — в Польше, Северной Корее и Китае. Всего, учитывая все модификации, было выпущено 3 481 033 экземпляра.

Подошёл ближе и увидел старую ремонтную эстакаду.

Вид у грузовика великолепный. Даже в таком состоянии он выглядит красиво и благородно. Природа давно взяла своё: судя по густой растительности, он стоит здесь очень долго. Наверное, летом он ещё и цветёт.

Кусты проросли повсюду, словно не хотят отпускать машину.

Детали и особенности

В кабине кое-что сохранилось, но и сюда добралась зелень. В своё время такая кабина считалась комфортной и эргономичной. Интересно, что после войны из-за нехватки металла кабины этих машин до 1950 года делали из дерева и фанеры. И только с 1954 года с конвейера начали сходить грузовики с цельнометаллической кабиной.

Под капотом остался старый, частично разобранный двигатель — модификация бензинового ГАЗ-11 мощностью всего 70 лошадиных сил. Его выпускали на знаменитом Горьковском автозаводе, который работает и сегодня. Сейчас цифра «70 л.с.» кажется скромной — даже простые легковушки мощнее. Но для того времени и для такого грузовика это была серьёзная мощность. Ведь ГАЗ-51 служил многофункциональной базой: от самосвалов до пожарных машин и военных фургонов. На его шасси даже собирали капотные автобусы малого класса.

Судьба советских машин

В хорошем состоянии такие машины можно найти не только в музеях. Изредка они ещё встречаются на дорогах. Энтузиасты, занимающиеся восстановлением советской техники, приводят в порядок экземпляры и похуже, возвращая им безупречный, почти заводской вид. В России в деревнях и маленьких городах такие грузовики уже не встретишь. Помнится, в 90-е, гуляя по частному сектору, не успевал считать сломанные «газики», в том числе и ГАЗ-51. Давно всё сдали на металлолом. Лишь немногие успели выкупить их за копейки и восстановить. В Абхазии такой техники пропадает очень много. Почти в каждом дворе стоят «цветущие» машины, ждущие своего часа. Чем это закончится — неизвестно. Возможно, скоро и здесь откроют пункты приёма металла, и вся советская «недвижимость» на колёсах отправится на переплавку.

Начался сильный дождь. Снимали мы быстро — на всё ушло минут пять. «Отличная находка», — сказал я товарищу. В следующий раз буду внимательнее, не буду «зевать» на ходу. Один я бы точно прошёл мимо. Благодаря его наблюдательности удалось сделать эти кадры.

До новых встреч!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями. Впереди будет ещё интереснее. Для нас важна каждая подписка — это мотивирует нас на новые, качественные материалы. А тем, кто уже с нами, — огромное спасибо за то, что читаете наши истории.

Спасибо за внимание!