Хочу поделиться историей одного некогда могучего предприятия — Стерлитамакского машиностроительного завода, который теперь представляет собой печальные руины. Это был настоящий гигант оборонной промышленности, выпускавший знаменитые самоходные артиллерийские установки «Мста-С».
Начало на излёте эпохи
Строительство завода началось в 1983 году по решению Министерства обороны СССР, но процесс оказался долгим. Первая гаубица сошла с конвейера лишь в 1988-м — для советских темпов это был довольно значительный срок. К тому моменту страна уже вступала в полосу кризисов, и новые производства сдавались с большими трудностями.
Однако, если оценивать реальные результаты, то с 1988 по 1992 год завод показал впечатляющую мощь: было выпущено около трёхсот САУ 2С19. Параллельно здесь наладили выпуск гражданской продукции для сельского хозяйства. Так что старт был по-настоящему боевым!
На снимке выше — административный корпус завода. Интересно, что под ним располагалось одно из самых надёжных бомбоубежищ во всём Стерлитамаке.
Давайте мысленно спустимся в эти подвалы и, сменив обстановку, продолжим рассказ о непростой судьбе предприятия.
Крах и попытка выжить
Дальнейшее развитие событий предсказуемо: распад Советского Союза и исключение завода из списка стратегических оборонных предприятий.
Вот так выглядели цеха в период расцвета, при советской власти.
А так они выглядят сегодня, в эпоху «устоявшегося капитализма». Контраст более чем красноречив.
Нужно отдать должное коллективу и руководству тех лет: лишившись государственного оборонного заказа, завод не сдался. Он сумел перестроиться на гражданские рельсы, освоив выпуск автобусов, экскаваторов и даже бытовых стиральных машин.
Неизбежный финал
К сожалению, смена руководства и общие экономические тенденции взяли своё. К 2013 году машиностроительный завод окончательно прекратил своё существование как производственная единица, превратившись в зону заброшенных и полуразрушенных построек.
Ценное оборудование было пущено под нож гильотины и сдано на металлолом. В административном здании и заводском общежитии обустроили жилые помещения, а огромные пустые цеха долгое время стояли без дела.
Но и они не уцелели. За последние пару лет были снесены цеха нестандартного оборудования, кузнечно-заготовительный, штамповочный, металлообрабатывающий и сборочный. На их месте теперь лишь груды битого кирпича и бетона.
Цифры говорят сами за себя: в 2001 году на заводе трудились 1379 человек. Сегодня же это место даёт работу только мыслям и воспоминаниям.
Эпилог
Сегодня от завода почти ничего не осталось. Последняя САУ, долгие годы стоявшая здесь на постаменте, была перевезена в Парк Победы. Производство легендарных 2С19 «Мста-С» теперь продолжается на мощностях завода «Уралтрансмаш».
Я не буду делать громких выводов об эффективности решений. Лучше вы сами поделитесь мнением в комментариях. С одной стороны, производство артсистем не пропало, а переместилось. С другой — за первые четыре года работы этот завод выпустил больше этих гаубиц, чем было сделано за все последующие годы на новом месте... Над чем тут задуматься?
