Щуровский цементный завод: живая история российского производства

На живописных берегах реки Оки, в пригороде старинной Коломны, раскинулся гигантский цементный завод, чья история уходит корнями в глубь веков.

История этого предприятия началась в далёком 1870 году, когда предприниматель Эмиль Липгарт решил основать здесь производство.

На фото: Щурово. Товарищество «Эмиль Липгарт и Ко». Источник: https://pastvu.com/p/626911

Любопытно, что спустя несколько лет Липгарт организовал на противоположном берегу Оки ещё одно предприятие, которое впоследствии стало известно как «Коломенский завод тяжёлых станков». В советскую эпоху это был один из крупнейших станкостроительных гигантов в мире. Статья про КЗТС.

Стратегическое местоположение

Место для строительства завода было выбрано отнюдь не случайно. Берега реки скрывают огромные запасы сырья, необходимого для производства цемента. Близость к этим ресурсам в сочетании с передовыми для того времени технологиями обеспечили предприятию стремительный экономический рост.

На заводе были установлены мощные производственные мощности: 12 жерновых, 1 трубная и 2 шаровые мельницы. Уже через несколько лет после открытия на предприятии трудилось около 900 человек.

Испытания временем

Революционные события 1917 года заставили завод остановиться на целых три года. Производственный цикл удалось восстановить и запустить заново лишь к осени 1920 года.

А после Великой Отечественной войны Щуровский завод превратился в одно из крупнейших и важнейших предприятий цементной промышленности всего Советского Союза.

На фото: Пристань «Бочманово» и вид на завод. 1970 год. Источник: https://pastvu.com/p/208175

В советские времена вопросам экологии уделяли не так много внимания. Из-за этого пыль от производственных процессов порой накрывала Коломну плотным, удушливым облаком.

Эпоха масштабной модернизации

В 2007 году завод вступил в эпоху кардинального обновления. Спонсором и инициатором масштабной модернизации выступила международная компания Holcim.

В модернизацию была вложена колоссальная сумма — около 550 миллионов евро! Процесс прошёл успешно: старые корпуса были снесены, а на их месте выросли современные производственные линии.

Удалось разыскать в личном архиве фотографию, запечатлевшую момент перестройки завода. Март 2010 года.

Торжественное открытие новой линии по производству цемента состоялось 13 июля 2011 года.

Сегодня завод напоминает футуристический город из научно-фантастического фильма. Правда, корпуса его выглядят слегка пыльными, что выдаёт его активную промышленную жизнь.

Предприятие работает практически безостановочно. Цементовозы постоянно снуют по его территории, обеспечивая бесперебойную логистику.

Источник сырья: Щуровский карьер

Сырьё для завода добывают неподалёку, в Щуровском (или Голутвинском) карьере. Об этом карьере стоит написать отдельно — место действительно впечатляющее.

Голутвинский карьер — единственный в Подмосковье, где окаменелости трилобитов каменноугольного периода попадаются пусть и редко, но всё же довольно регулярно. Подробнее на ammonit.ru

До модернизации сырьё из карьера доставляли на завод грузовиками. После обновления инфраструктуры между карьером и заводом протянули длинную ленту транспортёра.

Вид на завод с высоты.

И, конечно, здесь есть классическая железная дорога, которая также задействована в транспортной схеме.

Вот такое уникальное место. Самый живописный вид на завод открывается с моста через Оку. Удаление от Москвы — около 130 км. Координаты для навигатора: 55.061631, 38.841339.