Найти ЗИЛ-157 в почти полной комплектации и хорошем состоянии — это настоящая удача. Большинство этих машин либо сгнили от времени, либо были до неузнаваемости переделаны новыми владельцами. Когда я увидел этот экземпляр, сначала даже не поверил своей удаче.
ЗИЛ-157 — это армейский грузовик, созданный по образцу американского Студебеккера US 6х6. Несмотря на внешнюю простоту, конструкция у него довольно сложная. Одних только карданных валов здесь целых пять!
Один вал — промежуточный, между раздаточной коробкой и коробкой передач. Ещё три идут на мосты: передний, средний и задний. Причём на задний мост подходили два кардана с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту.
Управление без автоматики
В те времена об автоматизации и речи не шло. Все режимы работы трансмиссии водитель включал вручную, с помощью рычагов прямо из кабины.
Водитель обязан был отлично знать и помнить все эти режимы. А поскольку ЗИЛ-157 — это прежде всего военная машина, для солдат с разным уровнем подготовки по всей кабине были развешаны информационные таблички. Я называю это «жестяной библиотекой».
Система регулировки давления в шинах
На ЗИЛ-157 устанавливалась система централизованной регулировки давления в шинах. Водитель мог менять его прямо на ходу, в зависимости от дорожных условий. Чтобы он не забывал, какое давление для чего нужно, прямо на манометре были нанесены поясняющие надписи.
Вот, посмотрите на фото покрупнее — всё предельно наглядно.
Серьёзный недостаток
Но каким бы технически совершенным ни был ЗИЛ-157, у него был один существенный недостаток — отсутствие гидроусилителя руля.
Крутить руль, который напрямую связан с мостом, было очень тяжело. А при движении по ухабистой дороге существовал реальный риск повредить или даже сломать большие пальцы, если держать руль неправильно — например, обхватив его так, чтобы пальцы оказались внутри обода.
