Неожиданная находка на поляне: легендарный плавающий снегоболотоход ГАЗ-71

История, как это часто бывает, началась совершенно неожиданно. Мне нужно было провести деловую встречу на территории одной крупной производственной компании. Мои собеседники задерживались, и, чтобы не тратить время впустую, я решил исследовать местность вокруг предприятия на своём автомобиле.

Понимая, что моя легковая машина не предназначена для настоящих внедорожных вылазок, я сначала изучил карту и осмотрел окрестности виртуально. Именно тогда мой взгляд упал на странный силуэт посреди заросшей поляны, окружённой разным хламом. Выделялись два круглых люка на крыше — без них я бы, наверное, и не разглядел этот объект.

Отметив координаты в навигаторе, я отправился к загадочной находке пешком. Так, в самый обычный день, среди моря цветущих одуванчиков, мне посчастливилось обнаружить уникальную машину — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход ГАЗ-71, также известный как ГТ-СМ.

Концепция вездехода

Эта машина с самого начала создавалась как универсальный транспорт для экстремальных условий. Её задача — уверенно двигаться по самому тяжёлому бездорожью, будь то глубокий снег, болото или пересечённая местность, а также преодолевать водные преграды.

Конструкторы заложили в неё способность работать в невероятном диапазоне температур: от лютых морозов в -50°C до сорокаградусной жары. При этом машина должна была оставаться ремонтопригодной прямо в поле, вдали от мастерских. И в 1960-х годах такая задача была успешно решена.

Что означает ГТ-СМ?

Аббревиатура ГТ-СМ чаще всего расшифровывается как «Гусеничный Транспортёр — Снегоболотоход Модернизированный». Существует и другой вариант: «Гусеничный Транспортёр Средний (грузоподъёмностью 1 тонна) Модернизированный», что также отражено в технических словарях.

Сердце машины: надёжность от военного грузовика

Чтобы обеспечить вездеходу максимальную живучесть и простоту обслуживания, за основу силового агрегата взяли узлы от знаменитого военного грузовика ГАЗ-66. На машину установили его двигатель, четырёхступенчатую коробку передач и раздаточную коробку.

Мотор выдавал 115 лошадиных сил при рабочем объёме 4.25 литра. Не самая выдающаяся мощность по современным меркам, но главным для этой машины была не скорость, а тяга и надёжность.

Уникальная способность: вездеход-амфибия

Одна из самых впечатляющих особенностей ГАЗ-71 — это умение плавать. Да, эта махина полной массой более пяти тонн способна уверенно держаться на воде и двигаться со скоростью около 5 км/ч, управляясь на плаву всё теми же гусеницами.

Кабина экипажа выполнена полностью герметичной.

Благодаря этому при преодолении глубоких водных преград, которые автор метко называет «нырками», салон оставался сухим даже при погружении более чем на метр.

Внутри кабины

Вот так выглядит центральная консоль с основными контрольными приборами.

А здесь приборная панель показана более крупно.

Грузоподъёмность и возможности

ГАЗ-71 мог перевозить на своей грузовой платформе до одной тонны полезного груза или разместить десант из десяти человек. Что удивительно для столь аскетичной техники, в кабине даже предусмотрели два спальных места — настоящая роскошь по меркам советского автомобилестроения. При этом вездеход мог буксировать по бездорожью прицеп массой до двух тонн, не теряя своих ходовых качеств.

Ахиллесова пята: прожорливость

Основным недостатком машины был её колоссальный аппетит. На шоссе расход топлива мог достигать 100-150 литров на 100 километров, а при движении по тяжёлому бездорожью эта цифра переваливала за 200 литров. Проблему частично решали установкой дополнительных топливных баков.

Легенда русского бездорожья

Это действительно уникальная машина. Удивительно, но некоторые экземпляры «Газушек», как их ласково называют, исправно работают до сих пор. Простая и прочная конструкция, недорогое обслуживание и доступность запчастей (благодаря унификации с ГАЗ-66) сделали ГАЗ-71 настоящей легендой, символом покорения самых суровых просторов.

Всем мир, лайк, репост.

Рекомендую почитать мой материал про современные истребители.