История, как это часто бывает, началась совершенно неожиданно. Я прибыл на деловую встречу в одну из крупных производственных компаний, но ответственные лица задерживались. Чтобы не тратить время впустую, я решил исследовать окрестности на машине.
Мой автомобиль не был предназначен для серьёзного бездорожья, поэтому я сначала изучил местность. Взгляд привлек необычный объект посреди поляны, заваленной мусором. Я бы его и не разглядел, если бы не два выступающих люка.
Отметив точку в навигаторе, я отправился к странной находке пешком. Так, совершенно буднично, среди поля, усыпанного одуванчиками, мне посчастливилось обнаружить уникальный ГТ-СМ (ГАЗ-71) — легендарный советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход.
Концепция и назначение машины
Этот вездеход изначально создавался как универсальная машина, способная преодолевать самое сложное бездорожье и пересекать водные преграды.
Он был рассчитан на работу в экстремальных условиях: от лютых морозов в -50°C до сильной жары в +40°C, при этом оставаясь ремонтопригодным прямо в поле. И в 1960-х годах такую машину действительно создали.
Аббревиатура ГТ-СМ чаще всего расшифровывается как «снегоболотоход», но также может означать «Гусеничный Транспортёр Средний (грузоподъёмностью 1 тонна) Модернизированный», что подтверждают словари и энциклопедии на Академике.
Сердце вездехода: надёжность от ГАЗ-66
Для повышения живучести и упрощения обслуживания на вездеход установили проверенный временем силовой агрегат от военного грузовика ГАЗ-66: двигатель, раздаточную коробку и 4-ступенчатую механическую коробку передач.
Мотор развивал мощность в 115 лошадиных сил при рабочем объёме 4,25 литра.
Умение плавать — ключевая особенность
Одной из самых впечатляющих особенностей этого транспортёра была его амфибийность.
Да, эта машина полной массой более пяти тонн умела плавать со скоростью до 5 км/ч. Управление на воде осуществлялось за счёт перемотки гусениц.
Кабина водителя и пассажира была выполнена полностью герметичной.
Благодаря этому при преодолении водных преград (или даже кратковременных «нырков») глубиной более метра салон оставался сухим.
Вот центральная консоль с основными контрольными приборами.
Крупный план приборной панели.
Грузоподъёмность и комфорт
ГАЗ-71 мог перевозить на своей грузовой платформе до одной тонны груза или десант из 10 человек. Что удивительно, в кабине даже предусмотрели два спальных места. Для аскетичной техники СССР того времени это считалось настоящей роскошью. При этом вездеход мог буксировать прицеп массой до двух тонн по самому тяжёлому бездорожью, не теряя своих ходовых качеств.
Единственный серьёзный недостаток
Главным слабым местом машины был её огромный аппетит. По шоссе вездеход потреблял 100-150 литров топлива на 100 км, а на тяжёлом бездорожье расход мог превышать 200 литров. Эту проблему частично решали установкой дополнительных топливных баков.
Легенда, живущая до сих пор
Это действительно уникальная машина. Некоторые «газушки» исправно трудятся и сегодня. Простая и прочная конструкция, недорогое обслуживание и доступность запчастей сделали ГАЗ-71 настоящей легендой русского бездорожья.
Всем мир, лайк, репост.
Рекомендую почитать мой материал про современные истребители.
