Заброшенный военный аэродром "Унаши" (Золотая Долина)

Заброшенный военный аэродром

Законсервированный в 2000-х гг. аэродром "Унаши" с позывным "Гордый", более известный как "Золотая Долина".

Для начала как обычно пройдёмся по истории аэродрома и его авиационных полков. Текста много и если вам не интересно, то просто пролистайте его. :)

Заброшенный военный аэродром

В конце 1930-х гг. у села Унаши (переименованного в 1970-х в Золотую Долину) был организован одноимённый полевой военный аэродром, на котором в 1938 г. на основе 108-й отдельной истребительной эскадрильи был сформирован 39-й истребительный авиационный полк в составе 7-й истребительной авиабригады ВВС ТОФ, вооружённый истребителями И-15 и И-16.

В 1942 г. на базе эскадрилий 39-го ИАП (расформированного в конце 1947 г.) был сформирован новый 19-й ИАП. В этом же году на аэродроме временно разместили первую эскадрилью 14-го дальнебомбардировочного полка 1-й ОКА ВВС ДВФ, который был переподчинён ТОФ. Основные же силы 14-го ДБАП дислоцировались на аэродроме "Николаевка" в десятке километрах от "Унаши". По неподтверждённый информации 1-я АЭ 14-го ДБАП базировалась на "Унаши" до самого конца ВОВ.

Интересен тот факт, что в составе этой эскадрильи находился американский бомбардировщик В-25, вынужденно приземлившийся на аэродроме 18 апреля 1942 г. Он был единственным из пятнадцати уцелевшим бомбардировщиком B-25В из отряда подполковника Джеймса Дулиттла, выполнявшего налёт на Японию. Лётчики спустя некоторое время вернулись в США, а самолёт поступил в 39-й ИАП. Позже его передали в 52-й МТАП, а в 1944 г. в 14-й отдельный авиационный отряд управления ВВС ТОФ.

Осенью 1944 г. на аэродром была передислоцирована 47-я отдельная морская ближнеразведывательная эскадрилья, вооружённая самолётами МБР-2, которая в конце января 1945 г. была передислоцирована на гидроаэродром в б. Врангеля.

Заброшенный военный аэродром

В конце декабря 1944 г. на "Унаши" началось формирование будущего (с 1946 г.) 55-го отдельного пикировочного полка в составе 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС ТОФ. А в конце лета 1945 г. полк был выведен из состава дивизии и передислоцирован на аэродром "Май-Гатка", а затем аэродром "Постовая" для подготовки к боевым действиям на территории Южного Сахалина. В дальнейшем этот полк не раз переформировываясь и передислоцируясь выполнял свои задачи в акватории Тихого океана вплоть до 2000-х гг, сначала в 1948 г. став 568-м минно-торпедным, в 1957 г. минно-торпедным дальнего действия, в 1961 ракетоносным, а в 2009 г. основой для создания 7061-й гвардейской Авиационной базы ВВС ТОФ, расформированной в 2011 г.

Этот полк достоин отдельной истории но в истории этого аэродрома он участвовал лишь косвенно.

Место убывшего 55-го полка занял 2-й учебный авиационный полк ВВС ТОФ, передислоцированный с аэродрома "Мэйхэ", куда был передислоцирован весной 1945 г. с другого конца страны с аэродрома "Джанкой", где изначально был сформирован в составе ВВС ЧФ.

В январе 1946 г. на основе 35-й ОДБАЭ, 2-го УАП и эскадрильи 55-го ОПП был сформирован новый 64-й дальнебомбардировочный полк, который через год был переименован в 570-й МТАП, одновременно пополнившись четвёртой эскадрильей из расформированного на аэродроме "Николаевка" 33-го АППБ. Осенью 1948 г. базировавшийся на "Унаши" 570-й минно-торпедный полк был передислоцирован на аэродром "Май-Гатка", где продолжил свою богатую историю став ракетоносным полком.

Осенью 1948 г. на "Унаши" также передислоцировался 781-й ИАП, где переучивался на американские истребители-бомбардировщики "Белл П-63 Кингкобра", а потом и на МиГ-15. Позже этот полк участвовал в боевых действиях в Корее, а в 1958 г. расформирован на этом аэродроме.

Осенью того же года с аэродрома "Николаевка" на "Унаши" был передислоцирован 88-й гвардейский авиационный полк, переименованный из 19-го гв. ИАП, но уже в середине лета 1949 г. был передислоцирован обратно.

Летом 1950 г. на "Унаши" временно передислоцировалась 131-я отдельная буксировочная авиационная эскадрилья 16-й смешанной авиационной дивизии 7-го ВМФ, но спустя год она перешла в состав 3-й МТАД ВВС 5-го ВМФ и была передислоцирована на аэродром "Западные Кневичи", а затем и на другие аэродромы постоянно меняя своё место дислокации по всему Приморскому краю.

Заброшенный военный аэродром

Летом 1951 г. с аэродрома "Западные Кневичи" на "Унаши" был передислоцирован 47-й ИАП ВВС 5-го ВМФ. И с этого момента аэродром стал его постоянным местом базирования вплоть до расформирования.

Этот полк был сформирован на базе 7-й и 116-й истребительных авиационных эскадрилий летом 1938 г. на аэродроме "Камень-Рыболов" в составе Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии и был вооружён самолётами И-15Бис и И-16.

В последствии на протяжении всей истории он множество раз переподчинялся и побывал в составах ВВС:

Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии, 1-й Приморской Армии Краснознамённого Дальневосточного Фронта, 1-й Отдельной Краснознамённой Армии, 1-й Краснознамённой Армии Дальневосточного Фронта, 9-й Воздушной Армии Дальневосточного Фронта, 9-й Воздушной Армии Приморской Группы Войск, 9-й Воздушной Армии 1-го Дальневосточного Фронта, 9-й Воздушной Армии Приморского Военного Округа, 5-го Флота, Тихоокеанского Флота, Отдельной Приморской Армии ПВО, Дальневосточного Военного Округа, 11-й Отдельной Армии ПВО двух формирований.

Также за историю существования 47-й ИАП сменил несколько аэродромов базирования: "Камень-Рыболов", "Комиссарово", "Воскресенка", "Син-Гисю", "Канко", "Николаевка", "Западные Кневичи" и "Унаши".

В 1930-х и 1940-х гг. полк принимал участие в Хасанских боях и Маньчжурской операции.

Заброшенный военный аэродром

Лётный состав 2-й эскадрильи 47-го ИАП ВВС РККА у истребителя Як-9 в августе 1945 г.

В 1941 г. полк был перевооружён на самолёты И-153, а в 1944 г. на Як-7 и Як-9.

Заброшенный военный аэродром

Заместитель командира 47-го ИАП майор И. А. Вишняков возле своего истребителя Як-9. На фюзеляже видны отметки двадцати личных и трёх групповых воздушных побед.

В 1950 г. полк вновь получил новые боевые машины МиГ-15, а в 1954 г. МиГ-17.

Заброшенный военный аэродром

В начале 1957 г. полк из подчинения ВМФ был передан в Отдельную дальневосточную армию ПВО. И хоть "Унаши" был постоянным местом дислокации полка, всё же с 1967 по 1969 гг. полк временно базировался на аэродроме "Чугуевка", пока на аэродроме постоянного базирования строилась новая бетонная ВПП длинной 2506 метров и шириной 38 метров.
Вернулся полк уже перевооружаясь на новые самолёты Су-15.

В 1972 г. пос. Унаши был переименован в пос. Золотая Долина, после чего аэродром в народе стали называть также, хотя он не менял своё название и официально оставался "Унаши".

Сам 47-й ИАП ПВО стал лидерным полком по эксплуатации самолётов Су-15 и АСУ "Вектор-2М". На базе полка проводились исследования возможностей этих боевых машин для перехвата самолётов типа В-52 и SR-71.

Заброшенный военный аэродром

С 1988 г. полк стали пополнять новые самолёты Су-27.

За историю существования аэродрома в его полках произошло несколько аварий и катастроф, но перечислять мы их уже не будем.

Заброшенный военный аэродром

А 1 мая 1998 г. 47-й ИАП в составе 11-й отдельной армии ПВО был расформирован.

Заброшенный военный аэродром

В период с 1991 по 2006 гг. входил в проект свободной экономической зоны «Аэропорт Находка».

В 1991 г. появилась идея создания свободной экономической зоны и перепрофилирования одного из военных аэродромов Приморья под гражданский аэропорт "Находка" для обслуживания грузов идущих через Восточный порт и пассажирских авиарейсов регионального значения. Изначально для этих целей был выбран аэродром "Николаевка", но от него в итоге было решено отказаться и в 1994 г. было принято решение перепрофилировать аэродромом "Золотая Долина" под совместное базирование.

Если верить википедии, изначально аэропорт было поручено проектировать инженерам Хабаровска и Санкт-Петербурга, но в итоге было решено обратиться к американцам. Была заключена сделка на 120 000 $ с американской стороной о разработке проекта реконструкции военного аэродрома в пассажирский и грузовой аэропорт. По оценкам американцев первый этап реконструкции требовал 17,5 миллиона долларов, а второй этап ещё 150 миллионов.

Для реализации этого масштабного проекта было создано акционерное общество "Золотая Долина", которому с 1994 г. предоставлялся кредит в размере 9,5 миллиардов рублей. Были начаты работы по ремонту ВПП и стояночных мест для самолётов и весной 1997 г. на аэродроме приземлился первый грузовой самолёт Ан-12.

В этот период на аэродроме разместилось 8 вертолётов находкинской компании "Роса", созданной для реализации программы по развитию малой авиации.

Но планам по созданию гражданского аэропорта не суждено было сбыться т.к. с расформированием весной 1998 г. 47-го ИАП, финансирование сократилось, а связь и навигационное оборудование было уже неисправным.

Тем не менее летом 1998 г. на аэродром всё таки приземлился первый и единственный пассажирский самолёт Ан-38 Хабаровской авиакомпании "Восток".

На этом идея создания аэропорта и закончилась, а после были уголовные дела и суды.

Заброшенный военный аэродром

На развилке к гарнизону установлен истребитель-перехватчик Су-15. Почему установлен именно он думаю понятно, ведь как мы писали выше, 47-й ИАП был лидерным полком по эксплуатации этих самолётов.

Заброшенный военный аэродром

Ну а теперь пройдёмся по территории аэродрома и посмотрим что там осталось.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

Когда-то группы открытых стоянок и укрытий для истребителей прикрывали огневые точки.

Заброшенный военный аэродром

Сами укрытия с веерными выездами на рулёжные дорожки. Таких укрытий на аэродроме около трёх десятков.

Заброшенный военный аэродром

На некоторых ещё можно увидеть останки распашных защитных ворот.

Заброшенный военный аэродром

Где-то даже сохранились обе створки.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

Рассмотрим их поближе.

Заброшенный военный аэродром

Павшая под напором охотников за металлом створка. Вообще их должны были заполнять песком для дополнительной защиты, но примерно в половине случаев они встречаются на аэродромах пустыми как здесь.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

Все эти укрытия абсолютно идентичны и отличаются разве что формой нарисованных камуфлирующих пятен.

Заброшенный военный аэродром

Кусок фюзеляжа от последнего оставшегося на территории самолёта теперь представляет из себя импровизированный ящик для всякого хлама.

Заброшенный военный аэродром

Дыры от пуль.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

На территории ещё есть немного "законсервированных" построек. А ещё часть территории аэродрома по сей день занимает действующая часть войск ПВО, так что здесь не очень любят гостей, особенно тех, которые хотят приблизиться к ним. Но нам и не надо.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

Заброшенные же строения представляют из себя руины и уже совсем не вызывают интерес.

Заброшенный военный аэродром

Так что вновь двинемся к укрытиям.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

Страшно подумать от чего может быть такая дыра в этой воротине. По ней явно с чего-то хорошенько бабахнули.

Заброшенный военный аэродром
Заброшенный военный аэродром

Собственно больше здесь уже смотреть и не на что.

Заброшенный военный аэродром

Так что окинем взглядом уходящую вдаль главную рулёжку и ВПП, и двинемся в обратный путь.

Заброшенный военный аэродром

Напоследок вид с ВПП на гарнизон, где мы видим вполне себе жилые дома.

Заброшенный военный аэродром

А на этом всё.

Заброшенный военный аэродром

Если вам было интересно, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.