Встреча с ржавыми гигантами: как мы искали советские шагающие экскаваторы

Здравствуйте! Я давно мечтал побывать в том самом месте, где на вечной стоянке доживают свой век и готовятся к утилизации настоящие шагающие экскаваторы — индустриальные титаны прошлого. Нас не прельщала популярная среди любителей техники немецкая модель Takraf ERs 710, к ней и без того ездит множество людей. Нашей главной целью были машины, рождённые на украинском Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ), в те времена, когда Украина была частью Советского Союза. Этот легендарный завод в Краматорске создавал не только гигантские экскаваторы, но и участвовал в грандиозных проектах: стартовый комплекс для «Бурана-Энергии», проходческие щиты для Московского метро и даже ключевые конструкции Крымского моста в столице.

Собрав необходимое снаряжение, мы отправились в путь.

Индустриальные пейзажи Воскресенска

Окрестности города Воскресенска — это отдельная, захватывающая глава в книге промышленного туризма.

Здесь индустриальный ландшафт достигает невероятного, почти сюрреалистичного масштаба.

Вздымающиеся к небу трубы, циклопические корпуса химических комбинатов и знаменитая «Белая гора» — террикон отходов производства, возвышающийся под Воскресенском. Увидев это впервые, невозможно не поразиться гигантизму человеческого труда.

Путь к исполинам

Подобраться к самим экскаваторам оказалось непростой задачей. В последнее время территорию начали охранять. Все более-менее удобные подъезды были либо затоплены, либо перекопаны. По периметру периодически появлялись люди в форме. Но больше всего удивило огромное количество одичавших собак, снующих по карьеру. Чем они там питаются — загадка. На всякий случай у меня с собой был «отпугиватель акул» — обычный свисток.

Ключевые точки для осмотра мы наметили ещё дома, изучая карты. Под размеренный рокот дизеля нашего полноприводного Mitsubishi Pajero Sport мы без особых проблем добрались до нужных координат.

Карьер поражал своими размерами, а виды открывались поистине эпические. Остовы гигантских машин были видны ещё на подъезде.

___

Приближаясь, я понял, с чем их можно сравнить: они напоминали выброшенные штормом на берег океанские корабли, чьи мачты давно лишились парусов и такелажа.

Лицом к лицу с монстром

И вот он перед нами — огромный, покрытый ржавчиной монстр, застывший в вечном молчании.

Название «шагающий» — немного условно. На самом деле эта махина не шагает, а своеобразно ползает.

Она приподнимает свою многотонную конструкцию на специальных опорах-«ногах», переставляет их и таким образом медленно перемещается по карьеру.

Интересный факт: на место будущей работы шагающий экскаватор (или драглайн) доставляют исключительно в разобранном виде. Габариты этой исполинской машины столь велики, что транспортируют её частями по железной дороге.

Уже на карьере его собирают, настраивают, и здесь он трудится долгие годы. Когда месторождение выработано, гиганта разбирают для утилизации или перевозки на новый объект. Эта процедура сборки-разборки и перевозки чрезвычайно дорога, поэтому решение всегда принимается исходя из экономической целесообразности.

Принцип работы и история

Основная задача драглайна — перемещать огромные массы породы из карьера в место, удобное для дальнейшей погрузки.

Он не копает в привычном понимании, а скорее сгребает грунт своим гигантским ковшом, который легко вместил бы легковой автомобиль, и переносит его. Выгружать породу шагающий экскаватор может прямо в ждущие составы железнодорожных вагонов или в специальный отвал, откуда её уже забирает более мелкая техника.

Первые прообразы экскаватора появились ещё в 1420 году в Италии. А довёл идею до рабочей конструкции и предложил использовать для прокладки каналов в Миланской долине сам Леонардо да Винчи.

Вот как он описывал своё изобретение: «Ковш, заострённый, как лемех, спереди и сзади, имеет сито. Это позволит зачерпнуть много грунта и даст стечь воде.

Ковш будет подвешен на канатах, которые наматываются на ворот, расположенный на понтоне. Дно ковша может также откидываться, что облегчит его разгрузку». А первый настоящий драглайн был создан уже в США в 1884 году.

Цифры и факты

Управляет всей этой махиной весом почти в 700 тонн всего один человек — машинист экскаватора.

А приводит её в движение мощный электродвигатель постоянного тока.

Вот такие они, индустриальные титаны ушедшей эпохи.

Даже в таком, «постапокалиптическом» виде, эти ржавые гиганты производят на редкость сильное и неизгладимое впечатление, напоминая о мощи человеческой инженерной мысли.

✌️Всем спасибо за внимание! Мира вам, лайков и репостов. И, конечно, не забудьте подписаться на канал «Промышленный турист» — мы вам покажем ещё много чего интересного!

Статья про Takraf ERs 710 на канале наших друзей.