Моя поездка в Ишимбай была продиктована чётким желанием — разыскать два, судя по всему, заброшенных завода и, если потребуется, сохранить для памяти их последние дни. Уже на подъезде к Ишимбайскому Машиностроительному Заводу открылся вид на огромный цех с пустыми глазницами окон, и мои худшие опасения о судьбе одного из главных промышленных гигантов города стали обретать реальные черты…
Что ж, вперёд, к главным воротам предприятия!
Проходная наглухо закрыта, а здание заводоуправления выглядит удручающе. Позже я выяснил шокирующие подробности: четыре сотни сотрудников месяцами не видели зарплаты, а общая сумма долгов предприятия перед ними перевалила за 50 миллионов рублей.
Страницы истории
Рядом с потускневшей «доской почёта» висит информационный стенд, рассказывающий о пути Ишимбайского Машиностроительного Завода.
История этого места поистине уникальна и уходит корнями в позапрошлый век, в город Баку! Начиная с царских времён и вплоть до Великой Отечественной войны завод работал на землях современного Азербайджана. Лишь угроза потери Кавказа заставила в срочном порядке эвакуировать всё оборудование и 745 рабочих в башкирский Ишимбай.
Основным профилем завода всегда было создание оборудования для нефтегазовой отрасли, но в военные годы по особому заказу здесь ковали снаряды для легендарных «Катюш».
Именно после этого переезда, уже на новой земле, предприятие получило гордое имя — «Государственный механический завод имени Сталина». Глядя на нынешние руины, невольно вспоминается фраза, которую приписывают самому Иосифу Виссарионовичу: «Я оставлял вам великую державу. Где она теперь?»
Путь на территорию
Чтобы окончательно понять судьбу завода, нужно было попасть внутрь. Помогли старая схема и множество натоптанных тропинок, ведущих к дырам в прогнившем заборе...
Когда-то периметр тщательно охранялся, на вышках несли службу часовые. Сегодня же большая часть ограждения больше напоминает решето, через которое в последние годы существования завода растаскивали то, что когда-то было народным достоянием.
Картина разрушения
И вот мы внутри. Перед глазами — трактор, методично разбирающий каркас механического цеха...
Слева — полуразрушенная столовая, справа — здание РСУ. Литейному корпусу досталось не меньше.
Теперь у меня не осталось сомнений. Заводу имени Сталина, а в последние годы известному как ОАО «Мобильные Буровые Системы», пришёл конец. Надежды на возрождение нет — в таком состоянии проще построить всё заново, чем пытаться остановить необратимое.
Грустно осознавать, что последняя глава такой богатой истории, начавшейся за тысячи километров отсюда, оказалась столь безрадостной...
Вот, наверное, как выглядят те самые «санкции во благо» и методы, которые должны помочь нам слезть с «нефтяной иглы».
А что думаете вы, товарищи?
