МиГ-25ПУ: учебный истребитель, который пилоты любили за «спиртовую» систему кондиционирования

Зачем учебному перехватчику две кабины?

Перед вами МиГ-25ПУ — уникальная двухместная версия легендарного высотного перехватчика. Его главная задача — подготовка нового поколения пилотов, способных укротить эту стремительную машину.

Базовый МиГ-25 был настоящим технологическим прорывом своего времени. После всех доработок серийные машины могли разгоняться до невероятных 2,83 Маха, что эквивалентно скорости около 3000 км/ч. Управлять таким самолетом было под силу лишь самым подготовленным летчикам.

Именно для их обучения и был создан МиГ-25ПУ (учебный). Он стал летающей аудиторией, где опыт передавался напрямую в небе.

Как был устроен учебный самолет

Кабины располагались тандемом: инструктор сидел впереди, а обучаемый пилот — сразу за ним. Такая компоновка позволяла инструктору полностью контролировать процесс и в любой момент вмешаться в управление.

Все системы управления были полностью продублированы, а для связи между членами экипажа установлена специальная переговорная аппаратура.

Не только обучение: участие в космической программе

МиГ-25ПУ нашел применение и в советской космической программе. Модификация СОН (самолет оптико-телевизионного наблюдения) использовалась для испытаний аппаратуры многоразового корабля «Буран». Самолет мог летать на высотах около 18 километров с открытыми тормозными щитками, имитируя условия спуска, и проводить визуальный контроль полета аналогов «Бурана».

Любимая деталь пилотов: система кондиционирования

Но, пожалуй, самой любимой особенностью МиГ-25 среди летчиков была его система кондиционирования. Она работала на спиртовой основе! Для этого на борту был установлен специальный бак емкостью более 250 литров. По воспоминаниям, после нескольких полетов этот бак имел загадочное свойство оказываться абсолютно пустым — все его содержимое чудесным образом «испарялось». Эта особенность стала частью легенд и шуток, окружавших эту выдающуюся машину.

Таким образом, МиГ-25ПУ был не просто учебным самолетом, а многофункциональной платформой, сыгравшей ключевую роль в подготовке элитных пилотов и даже в развитии космических технологий.