Непредвиденная встреча в подземелье: как мы нашли и едва ушли от охраны в штабе ГО завода ЗиЛ

В один из дней, исследуя заброшенную территорию легендарного завода ЗиЛ, мы с напарником наткнулись на нечто необычное. Среди руин и зарослей проглядывал странный наклонный спуск под землю, обрамленный стеклянными панелями. Не раздумывая долго, мы преодолели несколько невысоких ограждений и оказались у самого входа.

Спуск в прошлое

Конструкция входа представляла собой массивную сварную раму, в которую были вставлены огромные, почти панорамные стекла. Одно из них аккуратно сняли и прислонили неподалеку, будто приглашая внутрь. Мы шагнули в темноту, включили фонари, и нас сразу окутал тяжелый, затхлый воздух, пахнущий сыростью и давней пылью. Длинный изогнутый коридор уводил вглубь земли метров на сорок, обещая встречу с чем-то забытым.

В конце тоннеля нас ждали массивные герметичные двери. Покрутив штурвалы, похожие на корабельные, мы с трудом, под скрип, приоткрыли одну из них и протиснулись в проем. Так мы неожиданно для себя оказались в самом сердце былой системы — штабе гражданской обороны всего гигантского завода. Именно здесь когда-то проходили все учения, летучки руководства и дирекции. Неудивительно, что это сооружение находилось прямо у здания заводоуправления, а у директора, как поговаривают, был личный лифт с маршрутом «первый этаж — кабинет наверху».

Картина, открывшаяся нам, была печальной. Убежище, рассчитанное на тысячи людей, находилось в полном запустении. Судя по пожелтевшим документам, последние учения здесь проводились еще в начале нулевых, а теперь эта эпоха окончательно канула в лету.

Самого завода уже давно нет — его снесли, металл сдали в чермет. Остались лишь воспоминания, истории да эти фотографии, запечатлевшие последние следы былого.

В сердце штаба

Пройдя дальше, мы подошли к очередной паре гермодверей с решеткой между ними. Потянув за механизм, мы включили свет и вошли в главный зал.

Перед нами предстал сам штаб: столы, телефоны, таблички с именами и должностями сотрудников. Все было покрыто толстым слоем пыли и грязи, в воздухе висела влажная прохлада.

Было заметно, что помещение не раз подтапливалось, но дренажная система, судя по всему, исправно выполняла свою работу. Мы присели в этом зале, чтобы передохнуть, и время пролетело незаметно.

Наглядные материалы для учений давно сгнили от сырости.

На стенах еще держались плакаты, посвященные тактико-специальным учениям 1991 года — реликты ушедшей эпохи.

А вот так в свое время отслеживали метеообстановку: специальный стенд показывал температуру, скорость и направление ветра.

Нежданная встреча

Насладившись атмосферой забвения, мы двинулись к выходу. И почти у самого выхода заметили луч фонаря, а за ним — огромную тень. Фигура двигалась быстро, тяжело дыша и что-то бормоча. Через секунду прозвучал резкий окрик: «СТОЯТЬ!». Все стало ясно: внутри был охранник. Видимо, он где-то спал, пока мы бродили по убежищу, а из-за его гигантских размеров (оно рассчитано на 3000 человек!) просто нас не заметил, когда проснулся.

Мы рванули к запасному выходу — к счастью, я успел хорошо изучить планировку и знал, куда бежать. Добежав до гермодвери, мой товарищ схватился за штурвал, чтобы удержать ее, пока я искал хоть какую-то палку, чтобы заблокировать механизм. Найдя обломок и вставив его, я почувствовал, как штурвал начал яростно дергаться изнутри. С той стороны доносилась отборная ругань. Мы не стали испытывать судьбу и рванули вверх по аварийной лестнице, оставив разъяренного охранника ни с чем.

Позже выяснилось, что этот человек иногда ночевал в убежище, надеясь поймать местных школьников, которые таскали оттуда противогазы и прочее имущество. Но это уже совсем другая история. Сегодня это убежище сгорело, полностью разграблено и затоплено. А Завода имени Лихачева больше не существует...

Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.