С 2021 года в России вступают в силу изменения в законодательстве, которые откроют для женщин доступ к профессии машиниста, включая работу в метрополитене. Однако, как выяснилось, на практике подход к этому вопросу в разных городах кардинально отличается. В то время как Москва готовится активно принимать женщин на эти должности, в Петербургском метро заявили, что не планируют этого делать, что выглядит как явное противоречие духу нового закона.
Почему долгое время путь в кабину был закрыт?
До сих пор действовал специальный перечень, утвержденный государством, который включал около 400 профессий, считавшихся слишком вредными или опасными для женщин. В этот список, среди прочего, входила и работа машиниста поездов — как на наземной железной дороге, так и в метро. Этот документ серьезно ограничивал профессиональный выбор для многих женщин на протяжении десятилетий.
А разве раньше женщин за контроллером не было?
Были, и это исторический факт! В довоенные и послевоенные годы женщины-машинисты водили составы и в Москве, и в Ленинграде. Ситуация изменилась лишь в 1980-х годах с принятием того самого ограничительного перечня. Хотя новых специалисток перестали нанимать, тех, кто уже работал, не увольняли. Известно, что последняя женщина-машинист Наталья Владимировна Корниенко работала на Сокольнической линии московского метро вплоть до начала 2010-х годов.
Что ждет нас в 2021 году?
С нового года список запрещенных для женщин профессий будет сокращен примерно в четыре раза. Министерство труда снимает ограничения для работы на позициях машиниста электропоезда, скоростных составов вроде «Сапсана» или «Ласточки», а также машиниста метро. Это долгожданное и прогрессивное изменение.
Что изменилось в условиях труда?
В железнодорожной отрасли объясняют это решение тем, что современный подвижной состав обеспечивает безопасные и комфортные условия для работы. Конечно, остаются устаревшие типы локомотивов, где сохраняются вредные факторы (например, при маневровой работе), и там ограничения для женщин останутся. Заммэра Москвы Максим Ликсутов пообещал, что в столичном метро женщин будут направлять работать исключительно на новые комфортабельные поезда «Москва».
Москва: готовность к переменам
Как рассказал Ликсутов, в московском метро более двух лет добивались этого разрешения. Требования к кандидатам, независимо от пола, остаются исключительно высокими: отличное здоровье, глубокие знания, успешное прохождение строгого отбора и обучения в современном учебном центре. Программа подготовки для женщин ничем не будет отличаться от мужской. «Мы уверены, что женщины справятся с этой работой», — заявил заместитель мэра.
Петербург: дискриминационная позиция
В то время как Москва открывает двери, в Петербургском метро заняли откровенно дискриминационную позицию. В пресс-службе заявили, что работа связана со стрессом, нахождением в темноте под землей, и что «представительницы слабого пола могут с этим не справиться». Также прозвучали рассуждения о монотонности труда и риторический вопрос: «Надо подумать о женщинах – зачем им это?». При этом в петербургском метро знают о московском подходе, но не поддерживают его. Иронично, что пресс-секретарь метрополитена, озвучивающая эту позицию, — женщина, которая, судя по всему, любит фотографироваться в кабине музейного поезда.
Подписывайтесь на наши страницы в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы также публикуем важные железнодорожные новости.
