Заброшенные корабли-призраки Сахалина: свидетельства морской истории

Прогуливаясь по побережью Сахалина, в разных его уголках я не раз натыкался на поразительное зрелище — ржавеющие остовы некогда могучих судов, брошенные на произвол судьбы. Их ярко-рыжие силуэты, изъеденные временем и солёным ветром, резко контрастируют с суровой красотой сахалинских пейзажей. В этой подборке я хочу поделиться своими впечатлениями и фотографиями этих морских призраков, встреченных в разных частях острова.

Наше небольшое путешествие по сахалинским «кладбищам кораблей» я предлагаю начать с одного из старейших портов Дальнего Востока — города Александровск-Сахалинский, история которого ведётся с 1870 года. Именно здесь, в устье реки Александровка, под натиском беспощадных морских штормов медленно умирают, превращаясь в ржавчину, останки былых морских тружеников.

Территория этого стихийного кладбища впечатляет: здесь разбросано около десятка корпусов. К сожалению, определить, к каким именно проектам относились эти суда, мне не удалось — время и стихия стёрли с них почти все опознавательные знаки.

Судьба каждого остова сложилась по-своему. Некоторые из них почти полностью поглощены песком, который наносят во время сильных штормов.

Другие, напротив, застыли на отмелях, продолжая сопротивляться волнам, которые когда-то принесли их сюда.

Сколько лет они здесь находятся? Этот вопрос остаётся без ответа. Я пытался найти хоть какую-то информацию об истории каждого из этих судов, но точных данных обнаружить не смог. Их прошлое окутано такой же тайной, как сахалинские туманы.

Многие корпуса уже частично или полностью разобраны на металл — видимо, местные жители или предприниматели нашли им последнее, утилитарное применение.

Корабли с историей

Но не все сахалинские корабли-призраки безлики. Давайте перенесёмся в другие точки острова, где о судьбе выброшенных судов известно немного больше.

Недалеко от Холмска, у села Яблочное, на берегу покоится плавзавод «Аскания». Это судно проекта 1376, типа «Алтай», когда-то принадлежавшее Петропавловскому ордена Дружбы народов рыболовецкому колхозу имени В. И. Ленина. Его карьера трагически оборвалась 19 сентября 1993 года, когда во время сильного шторма «Асканию» сорвало с якоря и выбросило на прибрежную отмель, где она и осталась навсегда.

На этой фотографии запечатлён момент, когда судно только оказалось на мели — ещё не такое ржавое, но уже обречённое.

Ещё один исторический свидетель — останки парохода-сухогруза «Луга» на побережье полуострова Крильон. Это судно типа «Хог-Айлендер» покоится здесь уже более семи десятилетий. Построенное в 1920 году в Филадельфии (США), оно было поставлено на Дальний Восток в 1943 году в рамках знаменитой программы ленд-лиза. Осенью 1947 года «Лугу» буксировали во Владивосток для последующего капитального ремонта в Шанхае, но этим планам не суждено было сбыться. Мощный шторм отправил судно на берег между мысами Замирайлова голова и Майделя, определив его последнюю стоянку.

На этом мой рассказ подходит к концу. Если у вас, дорогие читатели, есть какая-либо информация о неопознанных судах с фотографий, я буду искренне рад, если вы ею поделитесь. Возможно, вместе мы сможем восстановить ещё несколько страниц морской истории Сахалина.

Если вам было интересно это путешествие по сахалинским берегам, подписывайтесь на наш канал — впереди ещё много увлекательных материалов. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в следующих публикациях!