МиГ-25ПУ: зачем учебному перехватчику две кабины и почему его обожали лётчики

В своё время МиГ-25 стал настоящим феноменом. Сегодня его облик кажется привычным, но в конце 1960-х это был ошеломляющий технологический скачок, который перевернул представления о возможностях истребительной авиации.

Футуристический облик и невероятные возможности

Внешне МиГ-25 разительно контрастировал со всеми современными ему истребителями. Его угловатые, почти рубленые формы, массивные скошенные воздухозаборники по бокам фюзеляжа, двухкилевое хвостовое оперение и компактные крылья создавали образ машины из будущего. Но вся эта футуристичная эстетика была подчинена одной цели — невероятной скорости. И он её достиг: после всех испытаний серийный МиГ-25 мог разгоняться до 2,83 Маха, что составляет около 3000 км/ч — скорость, от которой буквально захватывало дух.

Рождение учебной версии: МиГ-25ПУ

Управление такой стремительной и сложной машиной требовало лётчиков новой формации, мыслящих в категориях её уникальных характеристик. Для их подготовки и был создан двухместный учебно-тренировочный вариант — МиГ-25ПУ. В его кабине, расположенной тандемом, инструктор сидел впереди, а курсант — сразу за ним. Всё управление, включая приборные панели и органы контроля, было полностью продублировано, а для связи между членами экипажа установлена специальная переговорная система.

Неожиданная роль в космической программе

Любопытно, что одна из модификаций этого самолёта, МиГ-25ПУ-СОТН (самолёт оптико-телевизионного наблюдения), нашла применение в советской космической программе. Его использовали для испытаний аппаратуры, предназначенной для многоразового корабля «Буран». Машина летала на высотах около 18 километров в нестандартной конфигурации — с выпущенными шасси и тормозными щитками и на пониженных оборотах двигателей, имитируя и контролируя полёт аналогов «Бурана».

«Спиртовая» система кондиционирования и любовь пилотов

Однажды мне довелось пообщаться с бывшим техником авиабазы Саваслейка, который в молодости обслуживал эти перехватчики. Из его рассказов стало ясно, что лётчики души не чаяли в МиГ-25, и причина была не только в его лётных данных. Особую симпатию вызывала система кондиционирования кабины, которая работала на… спирту. Для этих целей на борту был установлен специальный бак ёмкостью 400 литров. По словам техника, существовала забавная закономерность: после нескольких полётов этот бак волшебным образом оказывался абсолютно пустым — весь спирт бесследно «испарялся».

Вот таким был этот легендарный самолёт. Мы, дети, выросшие в СССР, конечно, ничего об этих деталях не знали. Тогда мало что знали о буднях армии. Страна создавала фантастически надёжную военную технику, в то время как в быту люди часто сталкивались с дефицитом и низким качеством товаров. Помню, как иронично звучала тогда расхожая фраза: «Советское — значит отличное». Вот такая история. Мирного неба всем.