В Москве, на территории Музея Военно-Морского Флота, стоит уникальный экспонат — подводная лодка Б-396. Это единственная субмарина в столице, превращённая в музей. Мне посчастливилось побывать внутри по приглашению администрации, и это посещение оставило неизгладимые впечатления.
Первое впечатление: шок от реальности
Первая эмоция, которая накрывает с головой, — это настоящий ужас, смешанный с непониманием.
Сложно представить, как моряки могли месяцами, а то и годами жить и нести службу в таком замкнутом металлическом пространстве. Это испытание для духа и тела.
Возникает ощущение, будто тебя поглотила гигантская стальная рыба или робот, внутри которого кипит своя, непонятная сухопутному человеку, жизнь.
Лабиринт из металла и технологий
Оказавшись внутри, попадаешь в настоящий лабиринт. Всё пространство вокруг оплетено бесчисленными трубопроводами, шлангами, жгутами проводов. Со всех сторон смотрят циферблаты приборов, мигают лампочки, торчат рычаги и вентили.
Вот, например, торпедный отсек — место, откуда эта стальная хищница наносила свои удары.
.
Даже сейчас, когда лодка давно не в строю и переоборудована для экскурсий, она дышит мощью и внушает глубочайшее уважение. Сложно даже вообразить, как инженеры проектировали эту невероятную систему.
А ведь это хитросплетение механизмов должно было работать безупречно, часто в автономном плавании, где любая неисправность могла стать роковой. Говорите, у вашего нового гаджета сложная инструкция? Это просто детские игрушки по сравнению с тем, что нужно было знать подводнику!
Музей, созданный с душой
Для удобства посетителей лодку серьёзно переоборудовали: часть агрегатов убрали, проложили удобные проходы и смотровые дорожки. Но экспозиция сделана с огромным вниманием к деталям и исторической достоверности. Здесь действительно есть, на что посмотреть и о чём поразмышлять.
В отсеках установлены современные интерактивные экраны. Они подробно и увлекательно рассказывают о буднях подводников, их нелёгкой службе и славной истории российского флота.
Сердце субмарины: центральный пост
Святая святых любой подлодки — центральный пост управления. Здесь находится место капитана, откуда велось командование всем кораблём.
.
.
.
Рядом — штурманская рубка, где прокладывали курс этого стального левиафана в глубинах океана.
Рубка радиолокации — по праву называемые «ушами» лодки. А вот инсталляция, воссоздающая рубку радиосвязи — единственный канал общения с внешним миром.
Быт под водой
Каюта офицеров — небольшой островок относительного уюта. Здесь можно было отвлечься за книгой или музыкой.
Отдельный интерес представляет гальюн. Изначально это слово (от нидерландского galjoen) означало нос корабля. Но в советском и российском флоте так стали называть корабельный туалет. Теперь вы в курсе!
.
И куда ни посмотри — даже на потолке — всё те же бесконечные коммуникации: провода, трубки, приборы.
Силовая установка: мощь и грохот
Отдельного внимания заслуживает машинное отделение. Макет лодки помогает понять её устройство в целом.
Мощность каждого дизельного двигателя здесь составляла колоссальные 1900 лошадиных сил! Работали они с таким оглушительным рёвом, что механик без специальных защитных наушников мог потерять слух всего за час. Представьте этот постоянный гул, сопровождавший каждое погружение.
.
Вот он, массивный вал двигателя, передававший эту мощь на винты.
Седьмой, кормовой отсек, был жилым. Здесь, среди общекорабельных систем, оборудованы спальные места для команды. Отсюда же был обеспечен доступ к важнейшим узлам, вроде сальников вала.
А это машинные телеграфы — устройства для передачи команд о скорости и направлении хода из рубки в машинное отделение.
Обязательно к посещению
Если вы никогда не бывали внутри настоящей боевой подлодки — очень рекомендую это исправить. Особенно стоит приехать с детьми. Вы узнаете массу удивительных фактов. Например, почему одежду подводников утилизировали каждые десять дней?
После такой экскурсии начинаешь понимать: уже сама служба на подводной лодке — это ежедневный подвиг. А опасности, которые подстерегали экипаж в боевом походе, и вовсе заставляют содрогнуться. Это уникальный опыт, который меняет perspective. Подробнее можно узнать на сайте самого Музея ВМФ.
