Мои путешествия по России вновь привели меня в интересное место — на этот раз под Курск, в город Курчатов. Здесь расположена Курская атомная электростанция. Совсем недавно мне довелось побывать в Чернобыльской зоне отчуждения, видеть станцию с близкого расстояния и даже подниматься на недостроенный пятый энергоблок. Поэтому мне было особенно любопытно увидеть станцию-близнец ЧАЭС, которой и является Курская АЭС.
Первая и вторая очереди Курской АЭС (каждая по два энергоблока) были запущены в 1976 и 1985 годах. Эта станция стала второй в стране, использующей реакторы типа РБМК-1000, после Ленинградской АЭС, введенной в строй в 1973 году.
На фотографии выше вы видите энергоблоки №3 и №4 — точные копии тех, что работали на ЧАЭС. Именно на таком же четвертом блоке в ночь на 26 апреля 1986 года произошел взрыв реактора РБМК-1000.
Хочу отметить, что подъехать близко к станции может любой. Мы просто доехали на машине. На въезде стоят посты внутренних войск, но в тот день они почему-то были пусты.
Чуть ниже на снимке видно здание администрации АЭС. На фасаде — красивые барельефы и мозаика, характерные для советской архитектуры того периода.
Перед административно-бытовым корпусом — парковка. За ней протянулся машинный зал длиной 810 метров, где размещены насосы, генераторы и другое оборудование для всех четырех энергоблоков.
Недостроенная третья очередь: судьба, повторяющая Чернобыль
Объезжаем станцию с другой стороны. Здесь видна третья очередь, судьба которой удивительным образом повторяет историю Чернобыльской АЭС — построить больше четырех блоков не удалось.
Строительство пятого энергоблока началось в 1985 году, но уже в 1986-м произошла авария на ЧАЭС. Поскольку станции были типовыми, работы заморозили, потом несколько раз пытались возобновить. В 1990-е годы строительство периодически велось, а к середине 2000-х практически остановилось, несмотря на высокую степень готовности объекта.
В марте 2011 года появилась информация, что для ввода пятого блока потребуется около 3,5 лет и 45 миллиардов рублей. Однако анализ показал, что в исходном проекте недооценили влияние сетевых ограничений, что делало эксплуатацию пяти блоков экономически нецелесообразной. В марте 2012 года было официально объявлено, что энергоблок №5 по устаревшему проекту РБМК-1000 достраиваться не будет.
Необходимость достройки пятого блока стала еще менее очевидной после начала строительства станции замещения — КАЭС-2. Подготовительные работы по новому проекту начались в январе 2013 года, а 29 апреля 2018 года укладкой первого бетона в фундамент реакторного здания блока №1 стартовало основное строительство. На стройку КАЭС-2 мы посмотрим чуть позже.
Знаменитые трубы РБМК: символ и необходимость
Интересный факт о знаменитых трубах на энергоблоках РБМК. Именно такая труба стала символом Чернобыльской аварии. Сейчас ее демонтировали с крыши ЧАЭС, так как она мешала возведению нового саркофага «Укрытие-2».
Зачем же нужна эта труба? Через нее в атмосферу выбрасываются инертные радиоактивные газы, которые невозможно задержать фильтрами. Их выпускают как можно выше, чтобы максимально разбавить в воздухе. Аэрозоли и частицы пыли перед выбросом задерживаются в специальных установках (УПАК), поэтому удельная активность газообразных выбросов очень мала и не представляет опасности.
Сейчас недостроенный блок стоит без дела, но хорошо охраняется. Внутри уже смонтирован реактор РБМК-1000. Фотографии изнутри можно найти в интернете.
Первый из четырех действующих блоков станции планируют вывести из эксплуатации в 2021 году, одновременно с пуском первого энергоблока Курской АЭС-2. Очевидно, что недостроенный пятый блок в итоге разберут на металлолом.
Где-то в местной газете читал, что КАЭС считается самой чистой АЭС в России. Действительно, радиационный фон вокруг станции не превышает нормы, нет строительного мусора или свалок — только природа и зелень. Даже животные чувствуют себя здесь прекрасно.
Взгляд в будущее: Курская АЭС-2
Ну а мы заводим машину и отправляемся на другую сторону реки Сейм, чтобы подняться на смотровую площадку Курской АЭС-2.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на станцию и территорию АЭС. Отсюда видна вся действующая станция и стройка первого энергоблока КАЭС-2.
Вдалеке виднеется город Курчатов — город атомщиков. Должен сказать, что по застройке и сериям домов он очень напоминает Припять. Мне удалось погулять по городу не один раз, поэтому в следующей статье я обязательно покажу его вам.
Снизу виден новый пруд-накопитель для Курской АЭС-2.
На этом фото виден нижний дюкер. Он соединяет головной и хвостовой бьеф водоема-охладителя третьей очереди Курской АЭС и одновременно служит автодорожным мостом. За дюкером виднеется ОРУ на 750 кВ третьей очереди.
А вот и сама стройка Курской АЭС-2. Здесь возводят ВВЭР-ТОИ (В-510) — типовой оптимизированный и информатизированный проект двухблочной АЭС с реактором ВВЭР-1300 (водо-водяной энергетический реактор). Проект выполняется в современной информационной среде с соблюдением всех требований ядерной и радиационной безопасности.
Посередине стройки, между кранами, идет монтаж самого реактора ВВЭР-1300.
В общем, стройка идет полным ходом. Думаю, такими темпами первую очередь успеют запустить в запланированный срок — к 2021 году.
Неожиданная встреча с охраной
Я делаю еще несколько кадров, как вдруг слышу за спиной шум двигателя. Приехал ВОХР — вневедомственная охрана. Ребята перекрыли своей машиной выезд, вышли и начали расспрашивать про дроны или другие летательные аппараты. Видимо, пользоваться ими здесь запрещено. У нас ничего подобного с собой не было, поэтому мужики развернулись, сели в свою «Ниву» и уехали обратно на стройку. Что ж, мы ничего не нарушали, да и смотровая площадка открыта для всех.
Мы делаем еще несколько снимков и отправляемся в город Курчатов. О нем я расскажу в следующих статьях на нашем канале!
На этом на сегодня все.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
