Заброшенный военный аэродром "Переяславка" у границы с Китаем

Мне хочется рассказать об одном уникальном месте — бывшем военном аэродроме Переяславка, который был расформирован в 2009 году. Этот объект, носивший позывной "Кулон", располагался всего в 40 километрах от китайской границы. Когда-то здесь базировались два полка истребителей-бомбардировщиков: 300-й и 302-й АПИБ, что делало его важным стратегическим узлом на Дальнем Востоке.

История аэродрома началась в суровом 1941 году. Изначально это была просто грунтовая полоса, на которой сформировали 534-й истребительный авиаполк, летавший на бипланах И-153. Спустя два года его сменил 911-й ИАП на более современных И-16, входивший в состав сил Дальневосточного фронта. Этот полк успел поучаствовать в Советско-японской войне, перебазировавшись в 1945 году на полевые аэродромы Монголии.

Только после окончания войны на аэродроме появилась первая капитальная взлётно-посадочная полоса — её собрали из металлических сборных элементов.

В 1958 году сюда передислоцировали 302-й истребительный авиаполк, летавший сначала на МиГ-17, а затем переучившийся на МиГ-19. Через год полк вошёл в состав 11-й армии ПВО, сменив специализацию.

С 1965 года аэродром начали масштабно модернизировать. Старую ВПП заменили на новую, из прочных железобетонных плит, проложили рулёжные дорожки и начали строить капитальные арочные укрытия для самолётов типа 2А/13.

В 1970-е годы полк получил на вооружение перехватчики Су-15, а в 1981 году, войдя в состав 33-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков, пересел на Су-17М4.

С 1988 по 1989 годы одна из эскадрилий полка была командирована в Афганистан, где в составе 40-й армии вела реальные боевые действия, поддерживая сухопутные войска.

В 1990 году полк получил свои последние новые самолёты — фронтовые бомбардировщики Су-24М, был переименован в бомбардировочный и вошёл в состав 83-й бомбардировочной авиационной дивизии.

А в 2009 году 302-й бомбардировочный авиационный полк был окончательно расформирован. Всю оставшуюся технику передали в состав 6988-й авиабазы и перегнали на аэродром Хурба под Комсомольском-на-Амуре.

В 1977 году на этот же аэродром перебазировали и 300-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, имевший почётный орден Красной Звезды. Он прибыл из Амурской области на самолётах МиГ-23БМ.
Его история на Переяславке оказалась короче.

В 1980 году полк перевооружили на более специализированные истребители-бомбардировщики МиГ-27.

Точная дата его расформирования разнится: по одним данным это произошло в 1994 году, по другим — ещё в 1989-м, в ходе общего сокращения Вооружённых Сил СССР. Так или иначе, 300-й полк прекратил своё существование.

После расформирования полков в 2009 году аэродром законсервировали, но со временем большая его часть пришла в запустение и начала разрушаться.

Интересно, что хотя территория в целом заброшена уже более десяти лет, военные отсюда не ушли полностью. Часть взлётно-посадочной полосы и прилегающие окрестности у главного КПП сейчас занимают подразделения войск радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые используют их для полевых позиций. А я предлагаю вам вместе со мной прогуляться по той части аэродрома, которая полностью оставлена на произвол судьбы, и посмотреть, что от неё осталось.

Наш путь лежит через зону, где когда-то базировалась первая эскадрилья.

Когда-то именно здесь стояли грозные тактические фронтовые бомбардировщики Су-24М с уникальной изменяемой стреловидностью крыла.

Вот архивное, "прижизненное" фото 2006 года, которое я нашёл в интернете. Его автор — Пашто Такойта @KIHOMAH.

Укрытия для самолётов первой и третьей эскадрилий имели массивные распашные ворота, створки которых достигали метра в толщину. По проекту, в случае тревоги, эти укрытия должны были засыпаться песком для дополнительной защиты, но, как рассказывают, на практике этим почти никогда не занимались.

Ещё одно старое фото, найденное в социальной сети "Одноклассники".

У некоторых укрытий массивные ворота уже повалены на землю.

А кое-где их и вовсе демонтировали и, скорее всего, сдали на металлолом.

Внутри этих некогда шумных и оживлённых укрытий теперь — лишь гулкая пустота.

Вот ещё пара архивных снимков 2006 года от того же автора, Пашто Такойта @KIHOMAH.

Пойдём дальше, к территории следующей эскадрильи.

По всей территории то тут, то там виднеются небольшие земляные холмики — это заглублённые укрытия для личного состава на случай тревоги.

Внутри тоже почти пусто. Из уцелевших предметов — несколько столов и металлический бочонок от фильтро-вентиляционной установки, которая должна была обеспечивать воздухом укрывающихся.

Укрытия второй эскадрильи были построены по более раннему проекту. Их отличительная черта — сдвижные ворота из железобетона.

Если приглядеться, над воротами в этой конструкции нет защитного козырька. Из-за этого дождь и снег беспрепятственно попадали внутрь, на механизмы и электромоторы, приводящие ворота в движение, что вызывало их быстрый выход из строя.

Старое фото, найденное на интернет-форуме, посвящённом истории 300-го АПИБ.

И ещё один снимок из того же источника.

Внутри капониров (так называются эти укрытия) сейчас тоже ничего нет, только бетонные стены.

От групп укрытий расходятся рулёжные дорожки.

Они тянутся к главной взлётно-посадочной полосе и к местам стоянки самолётов.

Вот как выглядела стоянка при жизни аэродрома: архивное фото Су-24М, найденное в сети. Автор известен под ником Joker.

А это — выезд на главную рулёжную дорожку, которая проходит параллельно взлётной полосе.

Перед нами — здание технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). Здесь самолёты проходили регулярные технические осмотры и различный ремонт.

Старое фото этого же места, найденное в "Одноклассниках".

С крыши одного из зданий открывается вид на антенны комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые военные развернули прямо на ВПП. Их хорошо видно даже издалека.

Один из заглублённых контрольных диспетчерских пунктов. Точнее, то, что от него осталось — груда бетона и искореженной арматуры.

Рулёжная дорожка.

И вот, наконец, выезд на саму взлётно-посадочную полосу. Её размеры впечатляют: длина — 2500 метров, ширина — 37 метров.

Но на дальнем её конце виднеется активность — там расположились военные со своей техникой РЭБ, и туда, конечно, лучше не соваться.

И, напоследок, ещё одно архивное фото от автора Joker, чтобы вспомнить, как всё было.

Ну а нам пора уходить. На этом наша прогулка по заброшенному аэродрому Переяславка закончена.

Если вам было интересно путешествовать по страницам недавней истории вместе со мной, поставьте, пожалуйста, лайк этой статье. Подписывайтесь на наш канал и делитесь этими материалами с друзьями, кому это тоже может быть интересно. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в других заброшенных уголках!