После страшной аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, в зону отчуждения для выполнения особой задачи были направлены три тяжелые самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Их доставили с базы хранения вооружения из Днепропетровской области. Изначально планировалось использовать мощные орудия этих машин для пробивания проходов в стенах разрушенного блока — эти проходы были необходимы группам химической разведки для проникновения внутрь.
Эти боевые машины были созданы еще в 1944 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Две из них, с бортовыми номерами 100 и 129, сохранили свои грозные башенные орудия, а на третьей, номер 130, ствол был демонтирован. В интернете чаще всего встречаются старые фотографии именно машин №100 и №129.
Неожиданное применение боевой мощи
Главным калибром ИСУ-152 был бронебойный снаряд, способный одним выстрелом превратить бетонную преграду в пыль. Однако сделать аккуратное отверстие оказалось невозможно — снаряд просто разрушал все на своем пути. Поэтому самоходкам нашли другое, не менее важное применение. Их солидный вес, мощный двигатель, внушительные габариты и проверенная надежность сделали их идеальными «разрушителями». Они эффективно валили стены и разбирали завалы конструкций. Чтобы обрушить целое здание, тяжелой машине было достаточно методично «раскатывать» его, ударяя и подпирая несущие стены. На время ликвидационных работ эта техника базировалась в селе Корогод.
Забвение после подвига
После выполнения своей опасной миссии в условиях чудовищного радиоактивного заражения, непосредственно у эпицентра катастрофы, все три ИСУ-152 были брошены. Судьба каждой из них сложилась по-разному. Машина №100 до сих пор стоит недалеко от Нефтебазы. Местонахождение «сто двадцать девятой» покрыто тайной — по одной из версий, она так и осталась где-то в окрестностях села Корогод, если, конечно, ее не разрезали на металл. А вот машину №130 нам посчастливилось обнаружить совершенно случайно во время одной из наших экспедиций. ИСУ-152 с демонтированным орудием медленно ржавеет под открытым небом на специальной площадке, где собрана другая радиоактивная техника.
Время и радиация так сильно изменили облик этой боевой машины, что я с первого взгляда даже не понял, что передо мной легендарная ИСУ.
Сердцем этой самоходки был мощный дизельный двигатель В-2ИС — четырехтактный, V-образный, с двенадцатью цилиндрами, выдававший 520 лошадиных сил.
Сейчас от этого мотора остались лишь воспоминания — он давно разобран на запчасти.
Порывшись в архивах интернета, мне удалось отыскать фотографию, на которой еще можно разглядеть бортовой номер этой самоходки.
Находиться на площадке с радиоактивной техникой долго строго запрещено. Поэтому, уделив осмотру ИСУ меньше минуты, мы двинулись дальше, вглубь территории, чтобы увидеть другие машины. Время нашей вылазки было сильно ограничено.
Кстати, друзья помогли найти одно архивное фото! Я натыкался на этот снимок много раз, но никогда не замечал, что на заднем плане, почти скрытая «соткой», как раз и стоит наша «сто тридцатая».
Спасибо, что были с нами и интересуетесь историей!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы и исследования.
