Чернобыльская зона отчуждения, хоть и кажется давно опустошенной, все еще хранит свои секреты для тех, кто готов свернуть с протоптанных троп. Когда знаменитые локации вроде ДК «Энергетик» или городской набережной изучены вдоль и поперек, взгляд устремляется туда, куда не заглядывают туристические группы. Эти уголки знают лишь охотники за металлом, чьи тропы ведут к самым неожиданным находкам.
Исчезающие свидетели
С каждым годом пейзаж Припяти меняется: заброшенная техника, некогда заполнявшая улицы, постепенно исчезает. Ее методично разбирают и вывозят на переплавку. Скоро на месте этих немых свидетелей катастрофы останутся лишь пустыри, затянутые молодой порослью.
«Железные ликвидаторы»
В одном из укромных уголков я наткнулся на небольшую стоянку грузовиков. Это были ЗиЛы-131 и ЗиЛы-157 — настоящие «железные ликвидаторы», участвовавшие в отчаянной борьбе с последствиями аварии. Эти машины, служившие авторазливочными станциями, отмывали улицы города от радиоактивной пыли. Выполнив свою миссию, они были пригнаны сюда и навсегда оставлены на произвол судьбы.
Уровень радиации от машин был невысок. Как видно по фото, от них остались лишь остовы — всё ценное и компактное давно вывезено. Уцелел только руль, одиноко торчащий в пустой кабине.
Процесс «разбора» шел по простой схеме: сначала снимали мелкие дорогостоящие детали, а затем с помощью тяжелой техники вырывали двигатели и все остальное. Скорее всего, эти запчасти потом продавались. Кто-то, возможно, купил сиденье от ЗиЛа-131, даже не подозревая о его чернобыльском прошлом. Такова судьба многих узлов и агрегатов, разошедшихся отсюда по свету.
Авторазливочная станция АРС-14
Передо мной авторазливочная станция АРС-14 на шасси ЗиЛ-131Н. На двери еще можно разглядеть трафаретное клеймо с надписью «зона». Эта маркировка означала, что грузовик работал исключительно в пределах зараженной территории и не имел права ее покидать. Такие АРСы не только мыли город, но и проводили дезактивацию другой техники, побывавшей в самых «горячих» точках.
Саму «грязную» технику очищали двумя основными способами: либо мощной струей воды под высоким давлением, либо специальными дезактивирующими растворами, которые распыляли и втирали щетками. Последний метод, сочетающий распыление и механическую очистку, считался наиболее эффективным в борьбе с радиоактивным загрязнением.
Следы былой работы
Двигаемся дальше. От КамАЗа осталась лишь кабина и самосвальный кузов. О том, что он перевозил, можно только гадать. Все эти грузовики и их останки почти полностью ушли в землю, поглощенные опавшей листвой. Подступы к ним заросли молодыми деревьями и кустарником, что, вероятно, и спасло самые громоздкие части от вывоза.
Самосвал, скорее всего, использовали для вывоза зараженного грунта из города — одной из самых масштабных и тяжелых операций по ликвидации.
От действующей дороги эту импровизированную стоянку отделяет невысокий бетонный бордюр.
Обратите внимание, как колеса одного из грузовиков буквально вросли в почву за долгие годы простоя.
Признаюсь, зрелище это по-настоящему впечатляет и наводит на размышления.
Младший брат — АРС-12У
А это уже АРС-12У на шасси ЗиЛ-157. Он выполнял те же задачи, что и его более крупный собрат АРС-14.
Дверь кабины украшена граффити. Подойдем ближе.
В салоне пусто. В крыше кабины зияет огромная дыра.
Два АРС-12У, брошенные в Припяти, вероятно, оказались здесь уже после того, как сами прошли дезактивацию. На архивном снимке конца 80-х запечатлены похожие машины. Вполне возможно, что один из «АРСов» с той фотографии сейчас ржавеет в этом самом «отстойнике».
Память в металле
В завершение — еще один снимок на память. Пусть эта техника простоит здесь как можно дольше, став своеобразным памятником тем невероятным усилиям, которые были приложены для борьбы с радиацией. Хочется верить, но, увы, рано или поздно и эти последние «железные ликвидаторы» отправятся на переплавку.
Спасибо, что были с нами в этом путешествии в прошлое!
Дорогой читатель! Если тебе интересны подобные истории и находки, подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы.
