Хотя Чернобыльская зона отчуждения давно разграблена, для нелегальных сталкеров здесь всё ещё есть что исследовать. Когда популярные места вроде ДК «Энергетик», городского парка и набережной изучены вдоль и поперёк, начинаешь искать новые впечатления. Самые интересные объекты прячутся там, куда не водят официальные экскурсии — туда ведут лишь тропы, натоптанные сборщиками чёрного металлолома.
С каждым годом заброшенной техники в Припяти становится всё меньше. Её методично разбирают и вывозят на переплавку. Скоро на этих местах останутся лишь пустыри.
Забытая стоянка «железных ликвидаторов»
На одной из таких стоянок я обнаружил грузовики, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Советские ЗиЛы-131 и ЗиЛы-157, служившие авторазливочными станциями, когда-то отмывали улицы города от радиоактивной пыли. После выполнения задачи их свозили сюда и бросали — так они и стоят уже десятилетия.
Уровень радиации у машин был невысоким. Как видно на фото, от них выпотрошили всё ценное — остался лишь руль да ржавый каркас.
Разборка шла по простой схеме: сначала снимали дорогие мелкие детали, затем с помощью тяжёлой техники выдирали двигатели и узлы. Скорее всего, всё это потом продавали. Кто-то купил сиденье от ЗиЛа-131 и даже не подозревает, что оно из Чернобыля. Так же и с другими запчастями.
Авторазливочные станции: работа в зоне
Передо мной — авторазливочная станция АРС-14 на шасси ЗиЛ-131Н. На двери угадывается штамп с надписью «зона». Это означало, что грузовик работал только на загрязнённой территории и не имел права её покидать. Такие машины не просто мыли улицы — они дезактивировали технику, побывавшую на «грязных» участках.
Дезактивация велась двумя способами: мощной струёй воды или специальными растворами с последующей обработкой щётками. Второй метод — обрызгивание с протиранием — считался наиболее эффективным для очистки заражённых поверхностей.
Что осталось от КамАЗа и других машин
Идём дальше. От КамАЗа уцелели лишь кабина и самосвал. Что в нём возили, можно только гадать. Вся техника и её останки погребены под слоем листвы. Подступы заросли деревьями и кустарником, поэтому вывезти крупные детали металлистам непросто.
Самосвал, вероятно, использовали для вывоза заражённого грунта из города.
Стоянку от действующей дороги отделяет невысокий бетонный забор.
Обратите внимание, как колёса грузовика вросли в землю.
Вообще, зрелище здесь впечатляющее.
АРС-12У на шасси ЗиЛ-157
А это АРС-12У на шасси ЗиЛ-157. Он выполнял те же задачи, что и АРС-14.
Дверь грузовика разрисована граффити. Подойдём ближе.
В салоне пусто. В крыше кабины — огромная дыра.
Два АРС-12У, брошенные в Припяти, скорее всего, прошли дезактивацию. На старой фотографии конца 80-х, возможно, запечатлён один из этих «АРСов».
Память о борьбе с невидимым врагом
Напоследок — фото на память. Пусть эта техника стоит как памятник былых трудностей, напоминая о борьбе с радиоактивным загрязнением. Хочется верить, что её сохранят, но, скорее всего, рано или поздно грузовики отправят на металлолом.
Спасибо, что были с нами!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
