Заброшенные герои: как чернобыльские ЗиЛы боролись с радиацией и что от них осталось

Чернобыльская зона отчуждения, даже после того как оттуда вывезли всё ценное, всё ещё хранит места, интересные для тех, кто исследует её нелегально. Когда все известные локации вроде «ДК Энергетик», парка и набережной изучены до мелочей, взгляд начинает искать что-то новое. И такие находки прячутся в стороне от маршрутов официальных экскурсий. Тропы к ним протоптаны лишь теми, кто ищет чёрный металл.

Исчезающие свидетельства

С каждым годом брошенной техники в Припяти становится всё меньше. Её планомерно разбирают и вывозят на переплавку. Скоро на месте этих стоянок останутся лишь пустые поля, заросшие травой.

Одна из таких стоянок — это грузовики, которые участвовали в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Их бросили здесь давно. Эти «железные ликвидаторы» — советские ЗиЛ-131 и ЗиЛ-157 — служили авторазливочными станциями, отмывая улицы города от невидимой угрозы. После выполнения задачи их по очереди пригнали сюда и оставили.

Уровень радиации от машин был невысоким. Как видно на снимке, от них вытащили всё, что можно. Остался лишь руль.

Как разбирали технику

Всё происходило по простой схеме. Сначала снимали самое дорогое и компактное. Потом, с помощью тяжёлого оборудования, из-под капотов выдирали двигатели и остальные узлы. Скорее всего, всё это потом продавали. Вот и получается, что кто-то купил сиденье от ЗиЛ-131 и даже не подозревает, что оно из Чернобыля. То же самое и с другими запчастями.

Авторазливочные станции: работа в зоне

Это авторазливочная станция (АРС-14) на шасси ЗиЛ-131Н. На двери можно разглядеть штамп с надписью «зона». Это означало, что грузовик работал только на загрязнённой территории и не имел права её покидать. Такие машины не только мыли город, но и дезактивировали другую технику, побывавшую в «горячих» точках.

Саму дезактивацию проводили двумя способами: либо просто сбивали грязь мощной струёй воды, либо тщательно обрабатывали специальными растворами, одновременно обрызгивая и протирая поверхности щётками. Последний метод считался более эффективным.

Что осталось от КамАЗа и другие находки

Продолжим осмотр. От КамАЗа уцелели лишь кабина и самосвальный кузов. Что в нём возили, можно только гадать. Все эти грузовики и их останки почти утонули в опавшей листве. Подходы к ним заросли деревьями и кустарником, поэтому вывезти самые крупные детали металлистам было непросто.

Самосвал, скорее всего, использовали для вывоза заражённого грунта из города.

Стоянку техники от действующей дороги отделяет невысокий бетонный бордюр.

Обратите внимание, как колёса одного из грузовиков буквально вросли в землю.

В целом, картина действительно производит сильное впечатление.

Младший брат: АРС-12У

А это АРС-12У на шасси ЗиЛ-157. Он выполнял те же задачи, что и его более крупный собрат АРС-14.

Дверь грузовика украшена граффити. Подойдём ближе.

В салоне пусто. В крыше кабины зияет огромная дыра.

Два АРС-12У, брошенные в Припяти, скорее всего, оказались здесь после завершения дезактивационных работ. По некоторым данным, архивное фото сделано в конце 80-х. Вполне возможно, что один из «АРСов» с той фотографии сейчас ржавеет в этом «отстойнике».

Память в металле

В завершение — ещё один снимок на память. Пусть эта техника простоит здесь подольше, как немой памятник тем невероятным трудностям, как напоминание о битве с радиоактивным загрязнением. Хочется верить, но, скорее всего, рано или поздно эти грузовики всё же отправят на переплавку.

Спасибо, что были с нами!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми материалами.