Как определить водоохранную зону реки на практике

Фото: Пашеничев Александр

В последнее время в интернете появилось много статей, которые, хотя и написаны не всегда профессионально, ловят хайповую волну и предлагают «сенсационные» новости. В них говорится о якобы существующих лазейках в водоохранном законодательстве, которые позволяют обмануть инспекторов. Часто обсуждается знаменитое ограничение «200 метров до воды»…

Теория vs практика

Многие авторы таких публикаций, да и некоторые читатели в комментариях, ссылаются на различные реестры, кадастры, статьи законов и постановления правительства. Однако почти никто в своих теоретических рассуждениях не обращается к реальной практике. Я решил исправить этот пробел и обратился к своему другу — действующему старшему инспектору Рыбоохраны.

Главный принцип: водоохранные зоны есть везде

Первое и самое важное: в России все природные водоемы имеют водоохранные зоны (ВОЗ) по всей протяженности берега! Без исключений. И неважно, внесены они в какие-то реестры или нет, стоят ли там информационные таблички. Об этом прямо говорит Водный кодекс РФ в пункте 1 статьи 65. А пункт 4 той же статьи объясняет, как определить ширину ВОЗ в зависимости от длины реки или ручья. Для самостоятельного расчета достаточно узнать длину реки — например, через Википедию.

Водный кодекс РФ — это первичный документ, и его требования главенствуют! Реестры, кадастры, информационные таблички — всё это вторично. Даже если какой-то участок берега не отмечен в кадастре, это не отменяет действие статьи 65 ВК РФ.

Новые документы и реальность

Инспекторы отмечают, что законодатели и правительство предпринимают шаги по уточнению границ ВОЗ. Речь идет о сравнительно свежих документах: Постановлении Правительства РФ от 14.12.2018 № 1560 и Федеральном законе № 342 от 03.08.2018. В них действительно есть моменты, которые могут заинтересовать тех, кто хочет избежать ответственности. Но проблема в том, что на сегодняшний день уйти от протокола и штрафа практически невозможно. Почему?

  1. Инспекторы зачастую еще не проинформированы своим руководством об изменениях в законодательстве (по крайней мере, не везде). Поэтому даже в середине 2019 года они спокойно продолжают руководствоваться тем, чем пользовались раньше: пунктами 1, 4, 6, 13 и 15 Водного кодекса РФ.
  2. Из этого следует, что все доводы, основанные на ПП № 1560, ФЗ № 342 и других подобных документах, инспекторами просто игнорируются. Они со спокойной совестью фиксируют нарушения. Возможно, эти аргументы учтет суд, но гарантий нет — судебная практика в России очень инерционна, а процесс носит состязательный характер.

Взгляд изнутри

Мой товарищ отметил и другой важный момент: когда правоприменительная практика с новыми документами всё-таки начнется, сами инспекторы скажут спасибо тем, кто сумел оспорить протоколы и пробить эту «глухую стену». Объяснение простое: благодаря реальному внедрению новых норм с инспекторов снимется огромный объем часто бессмысленной работы, которая приносит больше негатива, чем пользы.

Но пока об этом говорить рано. Если вы не чувствуете в себе готовности тратить нервы и время на то, чтобы «пробивать стену» ради всех, то единственным надежным ориентиром остается статья 65 Водного кодекса РФ.

Читайте в блоге:

1. Как сохранить свои деньги при встрече с Рыбнадзором

2. Ближайшие три года новых налогов на рыбалку не будет!

3. Экономика рыбалки на примере катушки Shimano Twin Power