Давайте вместе подумаем над, казалось бы, простым вопросом: где можно по-настоящему испытать шипованные зимние шины в условиях, максимально приближенных к экстремальным? Мне хотелось найти место, где можно безопасно разогнаться, войти в управляемый занос и резко затормозить, не опасаясь, что тормозного пути окажется недостаточно.
Аренда катка не подходит — площадь слишком мала. Специальные тестовые трассы есть, но, к сожалению, не в России. Идеальным вариантом оказался замёрзший водоём с очень толстым и прочным льдом, достаточно обширным, чтобы дать полную свободу действий. И такое место в нашей стране есть — это легендарное озеро Байкал.
Видимо, так же рассуждали и представители компании Cordiant, когда пригласили меня присоединиться к их испытаниям.
Всего шесть часов полёта — и мы в Иркутске. После короткого перерыва на обед во дворе нас уже ждали автомобили, обутые в зимние шипованные покрышки Cordiant Snow Cross. Каждый мог сесть за руль или поехать пассажиром. Нам предстоял марш-бросок почти на 300 километров до острова Ольхон. Дорога по асфальту была довольно обычной, если не считать местных коров, которые вели себя крайне неожиданно.
Завидев приближающуюся машину, эти «молокозаводы» разгонялись, выскакивали на дорогу и буквально «в юз» тормозили прямо перед капотом. Зачем им это — загадка, но они делали это с завидным постоянством.
Выход на лёд: правила безопасности
Посёлок Еланцы — последняя заправка перед съездом на лёд. Ещё полчаса — и мы на ледовой переправе. По своему прежнему опыту я знал, что езда по льду требует предельной осторожности, а в средней полосе России её лучше вообще избегать. Но здесь проложена целая ледовая трасса со своими строгими правилами. Например, нужно ехать непристёгнутым, сняв верхнюю одежду и приоткрыв стёкла, чтобы в случае опасности быстро покинуть автомобиль. Дистанция между машинами — не менее 100 метров.
Колонну вёл специальный проводник — ледовый капитан на более тяжёлом автомобиле. Он внимательно следил за обстановкой, периодически останавливая колонну, чтобы проверить подозрительные трещины или неровности. За время поездки я узнал многое о коварстве льда, но это тема для отдельного рассказа.
Мы ехали, иногда разгоняясь и за 120 км/ч на шинах Cordiant Snow Cross. Главное — соблюдать дистанцию. Вокруг машины стоял постоянный треск. Головой понимаешь, что это шипы бьют по льду, но невольно задумываешься: а вдруг это лёд трещит под весом? Ведь глубина Байкала в некоторых местах достигает 1637 метров.
К счастью, доехали без происшествий. Остров Ольхон, ужин, короткий инструктаж на завтра — и отбой.
День испытаний: тест на торможение
Второй день начался с теста торможения в боевых условиях. «Боевые» — это воздух +2°C, яркое солнце и ветер. Мы расположились в бухте перед островом, где глубина не превышает трёх метров, да и та промёрзла до дна. Солнце подтапливало лёд, покрывая его тонкой водяной плёнкой, которая делала поверхность ещё более скользкой.
Один и тот же автомобиль поочерёдно обували в разные шины, включая Cordiant. Каждый участник садился за руль и выполнял алгоритм: разгон до 40 км/ч, резкое торможение в пол до срабатывания ABS и полной остановки. Специальный прибор замерял тормозной путь. Естественно, ни одна шина в таких условиях не позволяла остановиться «колом».
Cordiant — второй по объёму производства производитель шин в России. Заводы расположены в Ярославле и Омске. Шипы для зимних покрышек разработаны и производятся в Финляндии. Если будете в Ярославле, обязательно посетите музей при заводе — вход бесплатный. Интересный факт: в 1954 году на ярославском конвейере в сборочно-вулканизационном цехе на подготовительной операции работала будущая первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Тормозной путь измерялся десятками метров. У разных водителей разные шины показывали разные результаты, но выделить явного лидера не удалось.
К тому же природа вносила свои коррективы: стоило солнцу скрыться за тучей, водяная плёнка замерзала, и лёд, лишённый «смазки», становился менее скользким, что сразу отражалось на результатах.
После обеда мы отправились осматривать достопримечательности Байкала — тоже по льду. Не знаю, то ли привыкли, то ли расслабились, но ехать стало уже не так страшно.
День третий: курсы ледового вождения
Третий день снова начался в бухте, но на этот раз системы курсовой устойчивости в автомобилях были отключены. Две машины стояли в разных концах бухты. Участники садились за руль, и начались импровизированные курсы ледового вождения. Инструктор по рации корректировал действия каждого.
Никаких замеров — просто катание на шипованных шинах Cordiant Snow Cross. Кто-то вёл себя осторожно, а я, например, не проехал и метра ровно — только боком, в заносах и контролируемых скольжениях.
Итоги испытаний
Отечественный производитель шин не подвёл. Впечатления от езды на зимних шипованных шинах Cordiant Snow Cross — исключительно положительные. Они обеспечивают отличный зацеп на льду, что делает вождение безопасным и комфортным даже в суровых зимних условиях. Немаловажным преимуществом является и разумная ценовая политика бренда, что делает эти шины привлекательным выбором для потребителя.
