В моём городе есть одно место, которое одновременно завораживает своей суровой красотой и навевает грусть. Рядом с берегом, где когда-то кипела работа судоремонтного завода, а теперь лишь тишина и запустение, на мелководье замерли десятки кораблей. Их корпуса покрыты ржавчиной, а судьба большинства из них, увы, предрешена.
Это «кладбище» живёт своей мрачной жизнью и продолжает расти. Банкротство завода и упадок речного пароходства регулярно пополняют его новыми «обитателями». Основная участь этих судов — быть разобранными на запчасти и в конечном итоге превратиться в металлолом.
Однако, к счастью, не всё так безнадёжно. Находятся энтузиасты и предприниматели, которые выкупают часть этих плавучих ветеранов у завода и пытаются дать им второй шанс, занимаясь восстановлением.
Те, кто этим занимается, руководствуются здравым смыслом. Они разбирают только те суда, которые уже невозможно спасти и на которые нет покупателя. Спасти каждую посудину — задача нереальная и, если честно, не всегда оправданная.
Внутри распиленного гиганта
Во время одной из своих прогулок я забрался на борт судна, которое было разрезано почти полностью. От него мало что осталось, но он сохранил своё главное сокровище — два огромных двигателя, каждый из которых когда-то вращал свой собственный гребной винт.
Вот они, эти железные великаны, купающиеся в лучах закатного солнца! Зрелище одновременно мощное и меланхоличное.
Эти дизельные сердца позже снимут, отправят на склад и будут пытаться продать — они ещё могут послужить.
Всё остальное, кроме этих двигателей и массивных валов, ведущих к винтам, уже давно пошло под резку. От корабля остался лишь металлический остов.
Сюрприз из прошлого
Что удивительно, сами «дизеля» находятся в поразительно хорошем состоянии. А изучая их, я сделал неожиданное открытие: таблички гласили, что эти двигатели были произведены в Германской Демократической Республике. Настоящий привет из эпохи ГДР!
Это заставило меня задуматься: а какую же долю комплектующих из стран Восточного блока, в частности из Германии, использовала советская промышленность в разных своих отраслях? Вопрос интересный и показывающий тесные экономические связи того времени.
Конструкция двигателя была продумана до мелочей. Панель управления с приборами была расположена прямо на его корпусе.
Тут же находился и рычаг управления. Как я понимаю, это позволяло управлять режимом работы двигателя и, следовательно, судном, прямо из машинного отделения, регулируя тягу и мощность каждого винта.
От самого корабля почти ничего не осталось, но в этом есть и свой плюс. На цельном судне так близко и детально рассмотреть эти гигантские механизмы было бы невозможно. Обычно машинное отделение — это тесное и полумрачное место. А здесь — простор и всё как на ладони!
Да и сам факт обнаружения немецких двигателей стал для меня неожиданным открытием. Трудно в полной мере осознать глубину экономической интеграции стран социалистического лагеря, пока не столкнёшься с её материальными свидетельствами вот так, лицом к лицу, среди ржавых останков былой мощи...
