Забвение местной истории: почему Россия теряет своё прошлое?

Здравствуйте. В последнее время всё чаще задумываюсь о том, что нашей стране, кажется, не слишком важна собственная история. Мы с поразительной лёгкостью расстаёмся с тем, что когда-то составляло нашу жизнь и культуру. Складывается впечатление, что мы сохраняем лишь то, что признано ценным в глазах мировой общественности, а всё остальное безжалостно стирается из памяти.

История, которую мы выбираем

Возьмём, к примеру, активные раскопки в Крыму. Безусловно, это регион с колоссальным пластом истории, значимой для всего мира: древние племена, скифы, смешение народов. Однако, если говорить откровенно, нашего, русского следа там почти не осталось. Да, мы помним и чтим наших бойцов, победивших фашизм и подаривших нам мир. Но если копнуть глубже, в буквальном смысле, то это, пожалуй, и всё, что связывает эту землю с историей России в её нынешнем понимании.

Между тем, настоящая, живая история нашей страны тихо гниёт и исчезает в заброшенных деревнях, урочищах, на местах давно стёртых с карты посёлков и лагерей. Она не громкая, не парадная, но от этого не менее важная.

Почему это никому не интересно?

Почему же государству это неинтересно? Возможно, с чисто материальной точки зрения там не найти ничего ценного — ни золота, ни старинных мечей. Разве что керосинка, да горсть монет, которые миру, казалось бы, абсолютно безразличны.

Но разве только материальная ценность определяет значимость прошлого? Местная, «непарадная» история власти, судя по всему, не нужна. В ней нет блеска и славы, но это не значит, что её не нужно сохранять для будущих поколений.

Вот здесь, на этом месте, когда-то был лагерь для военнопленных, а позже — для политических заключённых. Неужели такая история не заслуживает памяти? Она нам не нужна, потому что неудобна и не вписывается в героический нарратив?

А в этой, ныне исчезнувшей, деревне когда-то раскулачили четыре дома, два человека получили по пять и восемь лет концлагерей. Разве их судьба — не часть нашей общей истории? Или она тоже неугодна?

Есть десятки, сотни стёртых с лица земли деревень, где жили люди, которых сегодня назвали бы бунтовщиками — те, кто не принял советскую власть, не захотел отдавать весь свой хлеб. Почему археологи не работают на таких местах? Почему все ресурсы и внимание стягиваются к тем же раскопкам в Тавриде, в погоне за «мировой значимостью»?

Деревня как колыбель величия

А ведь именно из русской деревни вышли и Ломоносов, и Гагарин, и множество других великих людей, которыми мы по праву гордимся. Деревня была и остаётся колыбелью народного духа. Но…

Но, похоже, мы сознательно отказываемся от той части нашего прошлого, которая кажется нам неудобной, неприглядной или просто незначительной. Мы не нуждаемся в истории, которая не вписывается в стройную и благостную картину. И в этом, на мой взгляд, наша огромная потеря.