Обнаружить заброшенную авиационную технику — уже само по себе редкая удача, а найти что-то помимо обычных списанных гражданских лайнеров — настоящая находка для энтузиаста. Сегодня я хочу поделиться архивными материалами и рассказать о невероятно интересных образцах советской авиации, которые ещё несколько лет назад можно было увидеть на территории бывшего аэродрома на Ходынском поле. Это история о советских беспилотных летательных аппаратах, которые долгие годы пылились в забвении.
Ла-17Р: пионер советской беспилотной разведки
Самым старым беспилотником на этом своеобразном "кладбище" был разведывательный аппарат Ла-17Р, разработанный в легендарном КБ имени Лавочкина. Этот самолёт-разведчик выполнял задачи по аэрофотосъёмке и радиационному мониторингу местности на удалении до 400 километров от точки запуска. Что особенно впечатляет: оборудование того времени позволяло с высоты практического потолка в 7 километров получать чёткие фотографии объектов, удалённых на 200 километров.
Любопытная деталь: пропеллер в носовой части служил не для создания тяги, а был частью электрогенератора, который питал всю бортовую аппаратуру. На борту Ла-17Р могла устанавливаться следующая аппаратура:
- Фотоаппараты для аэросъёмки: АФА-40, АФА-20 или БАФ-21.
- Комплекс радиационной разведки «Сигма».
- Телевизионная камера «Чибис» для передачи изображения в реальном времени.
Для запуска использовалась специальная стартовая установка СУТР-1. Интересно, что первые версии этого БПЛА были одноразовыми — после выполнения миссии их просто не возвращали. И только в более поздних модификациях инженеры предусмотрели систему посадки с помощью парашюта, что позволило использовать аппарат повторно.
«Стриж»: скоростной разведчик от КБ Туполева
Более современным для своего времени стал беспилотник «Стриж», детище конструкторского бюро имени Туполева. Этот необычный аппарат, выпущенный всего в 152 экземплярах, создавался для проведения глубокой разведки на расстоянии в несколько сотен километров за линией фронта.
Запуск осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя, а дальнейший полёт обеспечивал турбореактивный двигатель КР-17А, разгонявший «Стриж» до скорости 1110 км/ч. Однако, несмотря на всю свою продвинутость, садиться самостоятельно аппарат не умел — возвращение на землю происходило с помощью парашютной системы. Судьба конкретного экземпляра с бортовым номером 12, запечатлённого на фото, сегодня, к сожалению, неизвестна. Скорее всего, он был утилизирован.
Ту-143: массовый разведчик прифронтовой полосы
Прямым развитием идей, заложенных в «Стриже», стал беспилотный разведчик Ту-143. Он предназначался для ведения маловысотной разведки непосредственно в прифронтовой полосе, а также для оперативного контроля радиационной обстановки. Этот аппарат стал по-настоящему массовым: всего было выпущено 950 единиц. Первые опытные образцы собрали на вертолётном заводе в Кумертау, а основное производство позднее развернули в Воронеже. Тот самый Ту-143, который был на Ходынке, сейчас, к счастью, сохранился и занял почётное место в Музее техники Вадима Задорожного.
Не только беспилотники: крылатая ракета-ветеран
Отдельного внимания заслуживает один странный на вид летательный аппарат. Это не беспилотник в привычном понимании, а фронтовая крылатая ракета — первая в СССР противокорабельная крылатая ракета. Именно такие ракеты, оснащённые специальными боевыми частями и развёрнутые в составе двух полков, были в своё время размещены на Кубе. Их присутствие стало одной из ключевых причин эскалации знаменитого Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной войны.
Спасибо, что уделили время этому путешествию в прошлое. Все представленные фотографии — архивные, это результат разбора старых материалов. К сожалению, сегодня территория бывшего аэродрома на Ходынском поле полностью застроена жилыми многоэтажками, и эти уникальные машины уже не увидеть на их прежнем месте. Данный рассказ тематически связан с историей стоянки самолётов на Ходынском Поле, также известном как заброшенный аэродром имени Фрунзе.
