Мне довелось побывать в месте, куда свозят старые пожарные автомобили, предназначенные для списания. Эти машины ждала незавидная участь — их должны были разрезать на металлолом, который затем отправится на переплавку, чтобы дать жизнь новым изделиям. Но пока они ещё целы, я не смог устоять перед соблазном и забрался внутрь, чтобы запечатлеть их последние моменты.
Знакомство с героями
Перед нами — целая линейка легендарных огнеборцев советской эпохи: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и более поздний ЗИЛ-433104.
В Советском Союзе самой распространённой базой для пожарных машин был, без сомнения, ЗИЛ-130. Эти автомобили стали настоящими тружениками, которые видели множество пожаров и спасательных операций.
Заглянув в кабину, я не обнаружил каких-то радикальных отличий от стандартного грузовика. Классическая синяя окраска кузова с характерной белой решёткой радиатора — это тот самый, узнаваемый с первого взгляда, образ «ЗИЛа».
Кто-то, видимо, пытался демонтировать приборную панель, но, судя по всему, либо не хватило инструментов, либо просто бросил это занятие.
Вот так выглядит рабочее место водителя и командира расчёта в кабине ЗИЛ-130.
Эволюция кабины
Далее перед нами — более современная, семиместная кабина автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-433104.
В салоне ЗИЛ-433104 сразу чувствуется дыхание нового времени. Дизайнеры отошли от плавных линий в пользу более угловатых, плоских панелей и форм.
Отсек для боевого расчёта. Интересная деталь — виден фрагмент изоляционного коврика на полу, что говорит о некоторой заботе о комфорте пожарных во время переездов.
Приборная панель уже выглядит иначе — с современными (для своего времени) переключателями и кнопками, отдалённо напоминающими пульт управления.
Внедорожный вариант
А это — кабина автоцистерны АЦ-40 на полноприводном шасси ЗИЛ-131 (модель 137). Такие машины могли добраться куда угодно.
Судя по камуфляжной окраске, этот экземпляр, вероятно, служил в военизированных подразделениях. Внутри всё строго, функционально, без излишеств — типичный «военный» подход.
На фото — рычаги управления раздаточной коробкой и системой полного привода.
А это — пульт управления насосным агрегатом, сердцем любой пожарной автоцистерны.
Личное впечатление
Вот такие они, ветераны пожарной службы. Что касается дизайна, то лично на меня внешность ЗИЛ-4331 (на фото справа) не производит особого впечатления.
Мне он кажется слишком угловатым, «гранёным», и ему явно не хватает той сбалансированной и гармоничной пропорциональности, которая была у классического ЗИЛ-130.
