Заглядываем внутрь: как устроены советские пожарные машины перед утилизацией

Мне удалось побывать в месте, куда свозят старые пожарные автомобили, предназначенные для списания. Эти машины ждёт незавидная участь — их разрежут на металлолом, который затем переплавят, чтобы дать жизнь новым изделиям. Но пока они ещё целы, я не смог устоять перед соблазном и исследовал их изнутри, чтобы запечатлеть последние моменты их существования.

Перед вами — настоящие ветераны пожарной службы: модели ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433104.

В советское время самым распространённым вариантом пожарной техники был автомобиль на шасси ЗИЛ-130.

В салоне я не заметил серьёзных изменений по сравнению с базовой моделью. Характерная синяя окраска кабины и светлая передняя часть — типичные черты старого доброго ЗИЛа.

Кто-то явно пытался вытащить приборную панель, но, судя по всему, не хватило упорства или времени.

Вот так выглядит кабина ЗИЛ-130 в целом.

Кабина автоцистерны АЦ-40 на базе ЗИЛ-433104

Далее я перебрался в более современную кабину, рассчитанную на семь человек, от автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-433104.

В салоне ЗИЛ-433104 сразу чувствуется работа дизайнеров: плавные линии уступили место строгим угловатым формам и крупным панелям.

Отсек для пожарного расчёта. Здесь видна забота об экипаже — на полу лежит фрагмент изоляционного коврика.

Приборная панель с современными (для своего времени) переключателями — почти как в кабине космического корабля.

Полноприводная автоцистерна на базе ЗИЛ-131

А это кабина модели АЦ-40 (131) или 137-й модификации — пожарной автоцистерны, построенной на полноприводном шасси ЗИЛ-131.

Судя по окраске, эта машина раньше служила в военизированных подразделениях. Внутри всё предельно функционально и лаконично, без лишних деталей.

Схема управления системой полного привода.

_

Блок управления насосным оборудованием.

Вот такие они, эти машины-труженики.

Что касается личных впечатлений, то дизайн ЗИЛ-4331 (на фото справа) мне совершенно не близок.

Он кажется мне слишком угловатым и не таким сбалансированным, как у классического ЗИЛ-130.