Объездная дорога, огибающая Гагры, должна была стать быстрым маршрутом мимо курортной суеты. По проекту в ней планировалось три тоннеля, но война 1992-1993 годов оставила их недостроенными и заброшенными.
Спустя почти два десятилетия, в 2012 году, два тоннеля всё же привели в порядок: заасфальтировали, провели свет и открыли для движения. Однако с третьим, который встречает тех, кто едет со стороны Адлера, всё оказалось гораздо сложнее.
Его длина — около полутора километров, и главная проблема в том, что строители начинали копать с двух сторон горы, но так и не смогли встретиться внутри. Из-за этого простым косметическим ремонтом здесь не обойтись.
Неожиданная находка внутри
Когда мы зашли внутрь, первое, что бросилось в глаза, — это кузова автомобилей, разбросанные запчасти, груды мусора и всякого хлама.
Скорее всего, это место в своё время служило настоящим логовом для угонщиков. Сюда, в глухую и недоступную выработку, пригоняли украденные машины, разбирали их до последнего винтика, а то, что оставалось, либо вывозили, либо просто бросали, как этот ржавеющий ВАЗ-2108. Идеальное укрытие для подобных махинаций: туристы сюда не забредут, местным неинтересно, лишь редкие любители городских исследований могут наведаться раз в несколько лет.
Вокруг машины валяются доски от опалубки — её разобрали пару лет назад, видимо, окончательно махнув рукой на достройку этого объекта.
Состояние тоннеля
Готовность сооружения хорошо видна на этом снимке. Казалось бы, осталось лишь постелить асфальт — и можно ехать. Но тоннель стоит заброшенным уже 26 лет, и, что удивительно, он почти не протекает.
Хотя на некоторых участках грунтовые воды всё же находят себе дорогу внутрь, создавая небольшие лужи, но до настоящего потопа далеко.
Один из участков оказался завален сухостоем. Кто и зачем тащил эти высохшие деревья вглубь горы — загадка. Лежат они здесь явно не первый год, всё покрылось толстым слоем белой плесени и грибка, отчего находиться рядом довольно неприятно.
Тупик и внутренности горы
А вот и конец тоннеля — точка, где остановилась одна из проходческих бригад. Видны чугунные тюбинги, предназначенные для укрепления свода, — очень похоже на то, что можно увидеть в Московском метрополитене.
По проекту, каждые 100-150 метров в тоннеле должны были быть специальные боковые выработки.
Если заглянуть в одну из них, можно увидеть, с каким массивом пришлось иметь дело строителям — это настоящие внутренности горы, её порода.
Выход и общий вид
Ну а мы, перед тем как уйти, не удержались и покрутили кусок стальной ваты на одном из брошенных авто.
Сам портал, ведущий в тоннель, сейчас завален строительным хламом, разобранными лесами и бетонными отбойниками.
На этом наша вылазка завершена!
Отдельная благодарность Максиму Майорову за предоставленные фотоматериалы специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Если тебе интересны такие места, подписывайся на наш канал и следи за новыми исследованиями.
