В России порой случаются вещи, которые сложно представить где-либо ещё: например, когда на улице можно запросто встретить танк, а в гараже у кого-то пылится настоящий самолёт. Я хочу рассказать удивительную историю о том, как грозный истребитель Су-27 четвёртого поколения оказался не на аэродроме, а внутри учебного корпуса Новосибирского государственного университета.
«Сушка» в лаборатории
Речь пойдёт о легендарной «Сушке», которая теперь занимает почётное место в лаборатории Факультета летательных аппаратов. Этот проект был реализован силами Студенческого конструкторского бюро, или просто СКБ.
СКБ зародилось ещё в 70-х годах прошлого века, но после распада Советского Союза его деятельность постепенно затихла и почти прекратилась.
Возрождение бюро началось только в 1999 году по инициативе тогдашнего декана факультета Н. В. Курлаева. Руководство над студенческим КБ взял на себя заведующий лабораторией Юрий Владимирович Мохов.
Спасение от списания
Истребитель Су-27 изначально принадлежал военной кафедре университета. После её расформирования самолёт оказался под угрозой — его могли просто потерять или утилизировать. К счастью, для него нашлось место в лаборатории ФЛА, где он обрёл вторую жизнь.
А появился этот крылатый гигант в стенах вуза ещё в 2002 году. Тогда по просьбе заведующего военной кафедрой и благодаря содействию одного из генералов ВВС, истребитель Су-27 выпуска 1987 года был доставлен из Крымска на борту транспортного самолёта Ан-22.
Машина была полноценной боевой единицей! Конечно, перед передачей университету военные демонтировали всё вооружение и систему опознавания «свой-чужой», чтобы обезопасить учебный процесс.
Невероятная задача: разобрать, чтобы собрать
Первые два года самолёт простоял во дворе университета — он просто не проходил в грузовые ворота здания. В итоге было принято смелое, почти авантюрное решение: слегка «уменьшить» истребитель, разобрав его на части, а затем собрать уже внутри помещения. Только представьте масштаб задачи — разобрать и собрать собственными силами сложнейший истребитель 4-го поколения!
Стоит отметить, что сейчас питание систем самолёта осуществляется от внешней сети. Именно поэтому на борту красуется предупреждающая табличка «под током».
Когда военную кафедру окончательно расформировали, самолёт снова захотели забрать. Но к тому моменту он уже был практически полностью собран, и снова разбирать эту махину никто не решился.
Сборка по-студенчески
Даже имея на руках всю необходимую техническую документацию, собрать Су-27 оказалось чрезвычайно сложной задачей. К тому же, помещение, в котором его установили, было мало приспособлено для таких работ.
В учебном корпусе не было даже кран-балки, поэтому самолёт собирали, что называется, вручную, по старинной «дедовской» системе: одни держат крыло, а другие его прикручивают.
Несмотря на все трудности, самолёт удалось собрать практически полностью. Студенты и преподаватели даже произвели пробный запуск турбостартера — механизма, который запускает основные двигатели.
Полноценный запуск двигателей внутри здания, конечно, никто проводить не стал — это было бы небезопасно. Да и без 500 литров авиационного керосина эта «птичка» всё равно не запустится — так настроены её датчики топлива.
Кстати, в кресле пилота до сих пор на месте находятся пиропатроны для системы катапультирования. Но из соображений безопасности их всё же решили отключить.
Второе рождение крылатой легенды
Вот такая необычная судьба сложилась у этого Су-27. Истребитель, который мог быть списан и пущен на металлолом, обрёл новый дом в стенах НГТУ. Хотелось бы, чтобы подобных историй было больше, и чтобы находились энтузиасты, благодаря которым такие проекты становятся реальностью!
Фотографии: Ralph Mirebs | Текст и редактура: NordSkif
