Автотуризм в России имеет давнюю историю, но его развитие, на мой взгляд, идёт куда медленнее, чем мечтают многие энтузиасты.
Прекрасный обзор советского периода этого увлечения сделал Николай Марков на канале «машина». Я же хочу поделиться личным взглядом на то, что происходит сейчас, основываясь на собственном опыте.
Наша семья много ездит по России и за её пределами. За плечами — десятки тысяч километров по Центральной России, поездки в Карелию, на Кольский полуостров, Кавказ, в Крым и Калмыкию. Мы доехали до Владивостока, увидев Урал, Алтай, Тыву, Хакасию, Байкал и Бурятию.
Путешествуем на автомобиле с детьми
Это не научное исследование и не официальный отчёт. Просто мои мысли, сложившиеся из того, что довелось увидеть и пережить.
Сразу оговорюсь: здесь я рассматриваю автотуризм именно как вид отдыха, а не как спортивное направление с нормативами и разрядами.
На чём ехать? Выбор техники
Без подходящего транспорта никуда. Поэтому кратко пробегусь по тому, на чём сегодня можно отправиться в путь.
Спрос, как известно, рождает предложение. Уровень жизни в России пока не позволяет местным производителям развернуться в полную силу, но в мире этот рынок невероятно разнообразен.
Сегодня каждый может найти решение под свои задачи и бюджет.
Кто-то берёт внедорожник или микроавтобус, оборудует в нём спальное место, берёт спальники — и вперёд.
А кто-то выбирает полноценный автодом, или, как их иногда называют, «яхты на колёсах», где комфорт и оснащение не уступают люксовому номеру в отеле.
Спальная полка в авто и эксклюзивный автодом
Перечислять все варианты можно бесконечно, поэтому просто покажу несколько примеров того, на чём ездят люди.
УАЗ Патриот с палаткой на крыше
Небольшой жилой прицеп
Внедорожный прицеп с палаткой
Автодом внутри микроавтобуса
Самодельный дом на колёсах на базе ГАЗ Соболь 4х4
Небольшой прицеп-капля
Микроавтобус с палаткой на крыше
Жилой модуль в виде вкладыша в кузов пикапа
Куда ехать? Реальность маршрутов
Итак, мы накопили, выбрали машину и готовы к первому путешествию. Пора поговорить о том, куда же можно отправиться.
И вот здесь начинаются первые сложности. Ежегодно значительные площади лесов по всей стране закрываются не только для проезда, но и для простого посещения — всем знаком режим пожароопасности. Например, в нашей Рязанской области в прошлом году запрет ввели 28 апреля, а сняли только 8 октября.
Постановление о запрете посещения леса и об отмене
«Ну что ж, поедем к реке», — подумает читатель. Но и тут не всё гладко. Согласно 65-й статье Водного кодекса, подъезжать к реке ближе чем на 200 метров, а к морю — ближе 500 метров запрещено.
Запрет остановок в водоохранной зоне
Вдобавок ко всему, многие самые живописные и интересные уголки природы получают статус ООПТ (особо охраняемых природных территорий). Где-то нельзя проехать на машине, где-то — поставить палатку или находиться с собакой.
Особо охраняемая природная территория
В итоге дикий отдых, столь любимый многими россиянами, становится всё менее доступным. Часто слышишь: «Зато у нас страна большая, куда хотим — туда и едем!». На практике выходит, что не совсем «куда хотим».
Кто-то возразит: «Да ерунда, мы каждый год ездим, и нас никто не трогает». Это говорит не только о нарушении закона, но и о том, что контролирующие органы пока не слишком активны. Но сам-то закон от этого не перестаёт существовать.
А как же кемпинги?
Ладно, с диким отдыхом более-менее ясно. Но ведь есть же организованные кемпинги? Как с ними обстоят дела?
Тут многословным быть не придётся. Мы катастрофически отстаём от развитых стран и по количеству, и, что важнее, по качеству сервиса в кемпингах. Часто это просто огороженная территория с уличным туалетом, парой беседок и maybe фургончиками для ночлега. О таких удобствах, как электрические розетки, точки для слива сточных вод или современные биотуалеты, в большинстве российских кемпингов пока можно только мечтать.
Кемпинг: из удобств только деревянный туалет.
Так жив автотуризм или нет?
Неужели всё настолько плохо и автотуризм в России скорее мёртв? Вовсе нет. Пока есть романтики, предпочитающие автомобиль с палаткой, автодом или трейлер под открытым небом — уютному, но безликому городскому отелю, автотуризм будет жить.
Нам повезло родиться в стране с невероятным количеством удивительных мест, которые стоит увидеть, и многие из них доступны именно на автомобиле. Остаётся надеяться, что когда-нибудь в приоритетах государства наравне с глобальными проектами появятся и более приземлённые, бытовые вещи: качественные дороги, развитая дорожная и туристическая инфраструктура. Их развитие неизбежно даст мощный импульс и автотуризму.
Кирилл Невинский / ВМЕСТЕ ДАЛЕКО
