Тайна штольни-креста: подземная узкоколейка 1925 года

Приветствую всех, кто, как и я, чувствует зов подземелий. Эти места — не для обычных людей, они полны мрака, сырости и вековой тишины. Но именно эта запретность веками манила к себе авантюристов, а в наше время — диггеров и исследователей. Я тоже не смог устоять перед этим зовом.

Мои предыдущие подземные вылазки

Если вам близка тема заброшенных подземелий, уверен, вам будет интересно ознакомиться с моими предыдущими материалами:

- Нашел неучтенную штольню \ Один под землей – вода не пустила дальше

- Путешествие в заброшенное подземелье / 3-х метровые крысы есть!

- Свет в подземелье \ О ручных фонарях

В последнее время я активно изучаю старые Дренажно-Штольневые Системы. Их главная задача — отводить грунтовые воды и защищать берега Оки от разрушительных оползней.

фото с humus.livejournal.com

Исторический контекст: железная дорога и подземелья

Масштабное строительство подземных ходов было связано с развитием железных дорог. Еще в 1899 году частное Общество Московско-Казанской железной дороги начало прокладывать ветку от Мызы к Ромодановскому (Казанскому) вокзалу. Для обеспечения стабильной работы и сохранности путей на правом берегу Оки и была создана целая сеть штолен.

Каждой такой штольне, находившейся вблизи железной дороги, присваивался номер с литерой «Ж». Но среди них есть одна особенная — почти мифическая. Она почему-то не получила официального паспорта во время инвентаризации 1953 года и с тех пор существует как подземный призрак: о ней знают, но в документах ее словно бы нет.

Штольня-крест 1925 года

Эту штольню возвели в 1925 году по проекту инженера В.И. Голубова. Ее уникальная особенность — форма креста. Внутри находится центральная развилка, от которой подземные ходы расходятся в четыре стороны, образуя крестообразную структуру.

До сих пор ведутся споры: была ли на этом месте более ранняя, дореволюционная деревянная штольня, или же каменная конструкция 1925 года стала здесь первой. Общая длина всех ее ходов составляет 213 метров.

В одном из ответвлений до сих пор лежат рельсы узкоколейки. По этой дороге почти сто лет назад доставляли материалы для строительства. Теперь эти рельсы — немые свидетели прошлого. А настоящими хозяевами подземелья стали колонии летучих мышей, чье тихое шуршание нарушает звенящую тишину.

Тайна, которую охраняют

Местоположение этой штольни — тщательно охраняемый секрет среди знающих людей. И причина проста: мы хотим ее сохранить. Если координаты попадут в открытый доступ, сюда хлынет поток случайных посетителей, и это уникальное место может быстро превратиться в свалку.

Убирать мусор за всеми, к сожалению, приходится только диггерам, для которых эти места — не просто аттракцион, а часть истории.

Атмосфера вне времени

Это место невероятной, почти мистической атмосферы. Время здесь течет со скоростью капель грунтовой воды, сочащейся по стенам. Давящая темнота, замкнутое пространство, меняющаяся высота сводов — все это оказывает сильное психологическое давление, обостряя чувства и заставляя по-новому ощущать реальность.

Совсем скоро на моем YouTube-канале «Forgotten Russia \ Забытая Россия» выйдет подробный видеоотчет из этой штольни-креста. Мы вместе пройдем по ее темным ходам, увидим старые рельсы и почувствуем ее атмосферу.

А пока можете посмотреть репортаж из самой первой штольни, с которой начались мои подземные исследования.