Парадные Чайки ГАЗ 14-05: редкие кабриолеты для торжеств

Завтра наша страна отметит великий праздник – День Победы. По традиции во многих городах пройдут торжественные парады, и я хочу рассказать вам об уникальных автомобилях, которые в них участвуют. Мне посчастливилось побывать в специальном гараже, где готовят к параду редчайшие кабриолеты – парадные «Чайки» ГАЗ 14-05.

История создания и судьба автомобилей

Решение о создании специального парадного автомобиля было принято в октябре 1978 года. За основу взяли представительский лимузин ГАЗ-14, на базе которого разработали роскошный шестиметровый кабриолет. Производство этой модели, ставшей вершиной советского автопрома, длилось всего четыре года – с 1985 по 1989. За это время собрали всего 15 экземпляров, и до наших дней сохранилось лишь десять из них.

Первый изготовленный автомобиль сейчас занимает почётное место в музее Горьковского автозавода. Судьба остальных машин сложилась по-разному: одну из «Чаек» подарили Фиделю Кастро, две находятся в Киеве, четыре – в Москве (две из них были найдены в Тбилиси), и ещё две служат на Дальнем Востоке, в Хабаровске.

Увидеть эти автомобили вблизи – большая редкость. Для большинства людей они мелькают лишь раз в году во время парада или его репетиций. Поэтому, когда мне предложили не просто посмотреть на них, но и прикоснуться к легенде, я сперва не поверил. Этот момент стал для меня незабываемым.

Согласитесь, это не просто старые машины – это живая история, воплощённая в металле. В обычные дни, когда парадов нет, на автомобилях вместо табличек «Парад» установлены стандартные номерные знаки. По нашей традиции мы всегда скрываем номера военной техники на фотографиях, так что не удивляйтесь, увидев на снимках нули :)

Особенности конструкции и интерьера

Автомобиль оснащался автоматической трёхступенчатой коробкой передач с гидротрансформатором, что было передовым решением для своего времени. В салоне устанавливалась мощная радиола, а отделка выполнялась декоративными панелями. Даже в гараже, чтобы сохранить салон в идеальном состоянии, под ноги водителю стелют специальные коврики. Для комфорта пассажиров, которые во время парада едут стоя, вдоль салона оборудованы прочные ручки.

Чтобы превратить лимузин в кабриолет без потери жёсткости кузова, конструкторам пришлось полностью переработать раму и силовую структуру. Внешне автомобиль похож на базовый ГАЗ-14, но под облицовкой скрывается более мощный и сложный каркас.

Под капотом устанавливался мощный 5.5-литровый V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 220 лошадиных сил. Интересно, что из всех сохранившихся «Чаек» только две киевские машины лишились родных моторов – на них поставили более современные четырёхцилиндровые двигатели ЗМЗ 4062 от «Волги» ГАЗ-3110.

Технические нюансы для парадной службы

Позвольте немного технических деталей, почерпнутых из открытых источников:

Хотя двигатель и коробка передач у седана и кабриолета были одинаковыми, между ними существовало множество мелких, но важных отличий. От ГАЗ-14-05 требовалась безупречная работа на малых скоростях, возможность плавного и синхронного движения в паре с такой же машиной. Любые внезапные остановки или отказы были недопустимы, поэтому систему питания оснастили дополнительным электрическим бензонасосом. Кстати, этот опыт позже переняли и для обычных «Чаек». Зажигание сделали дублированным, а вместо правого вентилятора охлаждения поставили электровентилятор. Противоугонное устройство сочли излишним и убрали.

Ещё одним критически важным требованием была исключительная точность манёвров. График движения по парадному маршруту расписывался буквально по секундам! Для его соблюдения на центральную консоль устанавливали авиационный хронометр. Место штатных часов занял тахометр. Во время парада водители ориентировались не на команды пассажиров, а строго на показания этих двух приборов. Именно поэтому «Чайки» сходились в нужной точке с такой поразительной синхронностью.

Конструкторы позаботились не только о функциональности, но и о комфорте. Сиденья обтянуты кожей, пол покрыт мягким ковролином. Рядом со спаренной микрофонной стойкой, которая крепилась в спинке кресла вместо подголовника, установлен специальный поручень для маршала. В массивные подлокотники задних сидений, помимо пепельниц, вмонтировали блок дистанционного управления магнитолой. К «дополнительному оборудованию» также относились две антенны в задних крыльях и два флагштока в передних.

Технические характеристики

Общие данные:
Тип кузова: кабриолет
Дверей/мест: 4/4
Габариты: 6114/2020/1510 – без тента
Д/Ш/В, мм: 6114/2020/1525 – с тентом
База, мм: 3450
Колея передн./задн., мм: 1580/1580
Масса снаряж./полная, кг: 2560/3060
Объем багажника, л: н.д.
Объем бака, л: 100

Двигатель:
Тип: бензиновый, карбюраторный
Расположение и количество цилиндров/клапанов: V8/2
Объем, см³: 5530
Мощность, кВт(л.с.)/об/мин: 220(162)/4200
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин: 451/2800

Трансмиссия:
Тип привода: задний
КПП: автоматическая, 3-ступенчатая

Ходовая часть:
Тормоза передние/задние: дисковые/барабанные
Подвеска передняя/задняя: независимая рычажная/зависимая рессорная
Усилитель руля: гидравлический
Шины: 9,35 – 15

Эксплуатационные показатели:
Максимальная скорость, км/ч: 175
Разгон 0 – 100 км/ч, с: 15
Расход топлива (трасса-город), л/100 км: 17,5 – 29,0
Стоимость: бесценна

Печальный конец эпохи

История производства этого автомобиля завершилась трагично. В разгар перестройки, в 1989 году, было принято решение уничтожить не только производственные линии, но и всю техническую документацию, кузовные формы – всё, что было связано с этой легендарной машиной. Это настоящая потеря для отечественного автопрома.

Конечно же, я не удержался и сделал несколько фотографий на память рядом с этими автомобилями-легендами.

Спасибо, что уделили время этому рассказу. До новых встреч!