На этом фото — Владимир Фёдорович Николаев, 94-летний ветеран, последний из живущих на Южном Урале танкистов-добровольцев Уральского добровольческого танкового корпуса. Снимок сделал Алексей Мелентьев.
Подготовка к празднику в цехах легенды
В эти дни на Челябинском тракторном заводе, который в годы войны стал сердцем легендарного Танкограда, кипит особая работа. Здесь приводят в порядок не просто машины, а живую историю — боевую технику, которая в День Победы проедет по улицам города. Знаменитые «тридцатьчетвёрки» Т-34, грозные тяжёлые танки ИС-3 и самоходные артиллерийские установки ИСУ-152, носящие грозное прозвище «Зверобой», — все они были рождены здесь, в челябинских цехах, в самые тяжёлые для страны годы. Я побывал в заводских стенах, чтобы увидеть, как эти железные ветераны готовятся к своему парадному маршу.
Специалисты внимательно осматривают каждую деталь боевых машин. Фото: Алексей Мелентьев.
Фото: Алексей Мелентьев.
В строю, несмотря на возраст
Удивительно, но, несмотря на почтенный возраст, измеряемый десятилетиями, все эти машины находятся в прекрасной технической форме. Конечно, в реальный бой их уже не отправишь — техника прошла демилитаризацию. Однако пройти положенный путь в праздничной колонне для них — задача посильная. Состояние каждого раритета — на особом контроле у заводских специалистов. Ежегодное предпарадное техническое обслуживание стало для них доброй традицией и строгой необходимостью.
Фото: Алексей Мелентьев.
Справка: Завод, ставший Танкоградом
Челябинский тракторный завод (в октябре 1941 года, после объединения с семью эвакуированными предприятиями, он стал ядром танкостроительного комбината, получившего неофициальное, но гордое имя «Танкоград») стал одним из главных арсеналов Победы. Именно здесь впервые в мировой практике сборку тяжёлых танков поставили на конвейер. За военные годы завод дал фронту 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельных двигателей и 17,7 миллионов заготовок для боеприпасов. С августа 1942 года здесь начали выпускать Т-34, позже — самоходки и легендарные тяжёлые танки серии «ИС».
Сборочный цех. На фото — тяжёлый танк КВ-1.
Ангар-музей завода ЧТЗ. Фото: Алексей Мелентьев.
Ангар-музей завода ЧТЗ. Фото: Алексей Мелентьев.
Ангар-музей завода ЧТЗ. Фото: Алексей Мелентьев.
Кропотливая работа механиков
Работа идёт по всем фронтам. Механики тщательно проверяют уровни технических жидкостей, следят за герметичностью всех соединений, тестируют электрические системы, агрегаты ходовой части и силовые установки. Внешний вид машин тоже требует внимания. Корпуса и башни подкрашивают, обновляют бортовые номера, имена собственные и, конечно, главный символ — красные звёзды.
«Сначала машины проверяем и заправляем, а уже потом берёмся за краску. Мы делаем это каждый год, чтобы на параде они выглядели достойно. Рисуем звёздочки, наносим номера. Металл и краска со временем стареют, выцветают. После покраски обязательно проводим пробный выезд», — делится деталями процесса водитель-испытатель Николай Ефимов. Фото: Алексей Мелентьев.
Когда все подготовительные этапы завершены, наступает самый волнующий момент. Экипажи занимают свои места, заводятся двигатели, и бронетехника, с характерным лязгом гусениц и глубоким урчанием дизелей, выезжает из цеха на заводской двор.
Фото: Алексей Мелентьев.
Машины с именами и историей
Особая гордость завода — историческая персонализация техники. Идея присвоить раритетам имена выдающихся конструкторов Танкограда родилась накануне 70-летия Победы. Так, самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 носит имя Льва Троянова — главного конструктора, под чьим руководством создавались эти мощные машины.
Своё народное прозвище «Зверобой» эта самоходка получила неспроста. Уже первые столкновения с немецкими «Тиграми» и «Пантерами» показали её сокрушительную мощь — часто хватало одного точного выстрела. Немецкие танкисты, оценив её пробивную силу, метко окрестили её «Dosenöffner», что в переводе означает «консервный нож».
На башне легендарной «тридцатьчетвёрки» Т-34 увековечено имя Ивана Трашутина — талантливого конструктора-моторостроителя. Его дизельные двигатели стали настоящим прорывом и во многом определили успех советских танков на поле боя.
Фото: Алексей Мелентьев.
Интересно, что именно этот танк — частый и желанный гость на исторических реконструкциях событий Великой Отечественной войны, которые проводят энтузиасты из Челябинска.
Тяжёлый танк ИС-3 носит имя своего создателя — Михаила Балжи.
Фото: Алексей Мелентьев.
Как вспоминал сам конструктор, революционная идея приплюснутой, обтекаемой башни, задавшей новый тренд в мировом танкостроении, пришла к нему… глядя на обычную мыльницу. ИС-3 не успел повоевать с Германией — первые эшелоны с этими новейшими машинами прибыли уже на завершающем этапе войны. Однако он успел пройти в самом главном параде — Параде Победы 1945 года в Берлине, став символом мощи страны-победительницы.
Проезд этих «оживших» легенд по городским улицам традиционно открывает механизированную часть Парада Победы в Челябинске. Рёв моторов и лязг гусениц — это не просто звуки, это голос истории, который каждый год 9 мая напоминает о подвиге и славе. Для многих горожан это самый волнующий и значимый момент всего торжества.
Материалы по теме:
ЛЕГЕНДАРНЫЙ УРАЛЬСКИЙ «ЧЕРНЫЙ НОЖ»
Поддержите наш проект! Если вы еще не подписаны, то подпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!
