В 1978 году на боевое дежурство заступила уникальная приёмная радиолокационная станция «Даугава» — единственная в своём роде в России. Она была построена как дополнение к уже существующей РЛС «Днепр» за полярным кругом. Главной задачей новой станции стало повышение устойчивости системы предупреждения ракетного нападения к мощным помехам, которые создают полярные сияния. Этот экспериментальный тандем «Днепр»-«Даугава» стал прообразом для следующего поколения РЛС — станций типа «Дарьял».
Мне довелось проделать долгий путь через всю страну, чтобы в разгар полярного дня увидеть своими глазами останки этого легендарного объекта. Он представляет собой не просто заброшенное здание, а настоящий памятник научной и инженерной мысли, с которого началась новая эра в радиолокации.
Территория станции охранялась с особой тщательностью: её окружали три периметра ограждений. Главный периметр был оснащён ёмкостной системой охраны «Радиан» раннего образца, которая мгновенно оповещала караул о любом нарушении границы.
Подступы к объекту между периметрами дополнительно прикрывались огневыми точками.
И вот перед нами, подобно древней пирамиде, возвышается наша цель — антенна «Даугавы». На горизонте виднеется всё ещё действующая РЛС «Днепр-М», модернизированная версия станции «Днестр», предназначенная для обнаружения и сопровождения боеголовок баллистических ракет и космических объектов. Рядом с ней уже строится новая станция «Воронеж». Но сегодня наш рассказ — о более высокой и величественной «красавице», стоящей перед нами.
В интернете, когда речь заходит о старых системах СПРН, чаще всего вспоминают знаменитые загоризонтные РЛС «Дуга». Однако станция «Даугава» представляет собой, на мой взгляд, гораздо более интересный и значимый объект с технической точки зрения.
История создания СПРН и место «Даугавы» в ней
Необходимость в Системе Предупреждения о Ракетном Нападении (СПРН) осознали в СССР ещё в середине 1950-х годов. Уже тогда отдельные радиолокационные станции начали объединять в мощные узлы. Первым шагом стала разработка РЛС дальнего обнаружения «Дунай» на основе станции ЦСО-П, способной «видеть» цели на расстоянии до 1200 км. Затем появилась принципиально новая станция «Днестр», позже модернизированная до «Днепр-М».
В рамках программы создания РЛС второго поколения в 1977 году рядом с уже работавшим под Оленегорском «Днепром» начали строить экспериментальную приёмную станцию «Даугава». Она должна была стать прототипом будущих РЛС типа «Дарьял». Поскольку «Даугава» использовала передатчик уже построенного «Днепра», её антенна получилась в два раза короче, чем у последующих «Дарьялов». Однако вся приёмная аппаратура и вычислительный комплекс были идентичны тем, что применялись в станциях нового поколения.
В 1978 году «Даугава» встала на боевое дежурство. Она значительно улучшила качество получаемой и обрабатываемой информации и, что критически важно, резко повысила помехоустойчивость системы к воздействию полярных сияний. Здесь впервые в СССР применили гибридную СВЧ-технологию и крупноапертурные фазированные антенные решётки с электронным управлением лучом. Именно этот дуэт «Днепр»-«Даугава» положил начало второму поколению РЛС СПРН. Однако время и технологии не стоят на месте. Вскоре после распада СССР станцию сочли устаревшей, сняли с дежурства и законсервировали. Долгие годы консервации, отсутствие должного обслуживания и постепенный разбор оборудования на металлолом привели её в нынешнее плачевное состояние. Удивительно, но даже спустя столько лет здесь ещё есть на что посмотреть.
Внутри гиганта: что осталось от былого величия
Уже у входа валяются обломки былого оборудования. Например, огромные ферритовые кубы — это древняя оперативная память. Чтобы понять её ёмкость, достаточно сказать, что одна современная фотография с телефона «весит» больше, чем мог запомнить этот 30-килограммовый блок.
Нижний, самый разграбленный этаж занимало тяжёлое оборудование: огромные залы с холодильными машинами, трансформаторные подстанции, щитовые и аккумуляторные помещения.
Между полутора десятками этажей курсировали два лифта — грузовой и пассажирский. Сейчас их шахты обрушены до уровня первого этажа.
В некоторых комнатах ещё сохранились пульты управления и электрические щиты.
Кстати, самая поздняя документация, которую мы нашли, датирована первой половиной 1990-х годов.
А так выглядят пространства на этажах, расположенных прямо под полотном антенны. Картина повсюду одинаковая — полный разгром.
По сути, все этажи под антенной выглядят практически идентично — пустые залы и обломки.
В других помещениях ещё можно найти остатки различного оборудования: компрессоры, вентиляционные установки и тому подобное.
По краям здания расположены две лестничные шахты. Одна из них одновременно служила для подъёма тяжёлого оборудования на верхние уровни антенны.
На пути нам встретился ящик, полный РИДов — старых пожарных датчиков с очень мощным радиоактивным элементом. Возле таких вещей лучше не задерживаться надолго.
Каждый этаж, где размещалось вычислительное оборудование, имел собственную климатическую установку для поддержания нужной температуры.
Сами аппаратные залы разгромлены полностью.
Ужасающее хитросплетение проводов. Здесь бы запутался даже сам Человек-паук. Страшно представить, как инженеры станции разбирались в этой паутине, когда что-то выходило из строя.
Ещё один небольшой ферритовый кубик — осколок вычислительной мощи прошлого.
Повсюду в помещениях были смонтированы системы автоматического пожаротушения.
И снова помещение под массивным основанием антенны-«пирамиды».
Очередной безликий этаж.
И снова вентиляционное оборудование.
Климатическая установка.
Пустые, выпотрошенные аппаратные залы.
Некоторые из них просто огромные.
Силовые электрические щиты.
Помещение аккумуляторной.
Обрушенная шахта пассажирского лифта.
Под самим зданием находился технический этаж, целиком занятый кабельными трассами.
А теперь давайте поднимемся на самый верх этого гиганта.
Моторы лифтов.
На вершине антенной конструкции установлена надстройка с краном. Именно он через специальную шахту в одной из лестниц поднимал тяжёлое оборудование наверх.
И вот мы на крыше.
Отсюда открывается отличный вид на всё ещё действующий «Днепр».
Взглянем на него, пока нас не заметили.
К слову, у нас были сомнения, работает ли он ещё. Но индикаторная отвёртка, которую я взял с собой, при приближении к ограждению чётко дала понять: сюда лучше не соваться. Здоровье всё-таки дороже.
У основания антенны, снаружи, установлены мощные пожарные стволы-пушки.
Ведь потушить пожар в такой махине обычными средствами было бы практически невозможно.
Только с фасадной стороны таких стволов было три.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на наш канал и группу «ВКонтакте». Спасибо за внимание и до новых встреч в других заброшенных уголках истории!
