Здравствуйте. Когда мы говорим о заброшенной России, многие представляют себе лишь то, что находится на поверхности: опустевшие деревни, ржавеющие заводские корпуса или разграбленные бункеры. Однако это лишь верхний слой истории. Под землёй скрывается целый мир, невидимый для большинства, — своя, подземная Россия.
Невидимый мир под городом
Прямо под ногами жителей крупных городов могут располагаться забытые станции метро, секретные объекты времён холодной войны, бомбоубежища и разветвлённые системы дренажных тоннелей и штолен. Последние кажутся простыми лишь на первый взгляд, но каждая из них — это памятник инженерной мысли и тяжёлого труда.
Путь к легенде
Недавно я отправился исследовать одну из таких подземных систем — штольни Нижнего Новгорода. Своё путешествие я начал с легендарного входа в систему дореволюционных штолен. Дорога к нему сама по себе — путешествие в прошлое, ведь часть пути проходит по старой, ныне несуществующей железной дороге, которая когда-то вела от Ромодановского вокзала.
На машине мы проехали мимо образцов уличного искусства, оставив по левую сторону призрачные очертания путей Ромодановской железной дороги.
Историческая справка: Ромодановский вокзал
Ромода́новский вокза́л (позже — Каза́нский) — бывший вокзал Нижнего Новгорода, просуществовавший до 1974 года. Его строительство началось в 1900 и завершилось в 1904 году.
Изначально вокзал получил название от посёлка Ромоданово в Мордовии, а то, в свою очередь, — от фамилии князей Ромодановских. В 1930-е годы его дважды переименовывали: сначала в Арзамасский, а затем, в середине века, — в Казанский, когда поезда стали ходить до Казани. До 1945 года вокзал относился к Московско-Казанской железной дороге, а позже был передан Горьковской железной дороге.
Пути пролегали по сложной, оползнеопасной местности. Для борьбы с подземными водами и стабилизации склонов вручную были пробиты дренажные штольни. Самая длинная из них протянулась на полтора километра. (информация с Википедии)
Дальше двигаться на машине стало невозможно, и мы с другом продолжили путь пешком.
Часть маршрута мы прошли именно там, где когда-то стучали колёса паровозов.
У цели
Наконец мы подошли к массивной известняковой стене — противооползневой защите склона. Рядом с ней когда-то и проходили железнодорожные пути, что подтверждается старинными фотографиями.
Штольни были неотъемлемой частью инфраструктуры этой дороги. На участке от Мызы до Казанского вокзала, который проходил по горе, их насчитывалось 39. Ответственность за них лежала на Горьковской железной дороге (ГЖД).
Все эти подземные ходы рабочие пробивали вручную под руководством военного специалиста царской армии, унтер-офицера Хованского. Проект системы кооптажных штолен (объединявших мелкие ручьи в один поток) на этом участке был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Париже.
Интересно, что тогда же существовал амбициозный план пробить большой туннель сквозь склон с выходом в районе Анкудиновского сада. По стоимости этот проект был сопоставим с реализованной дорогой вдоль склона у Оки.
Спуск в прошлое
Вот он, долгожданный вход в заброшенную дореволюционную штольню. Надев сапоги и закрепив налобный фонарь, я начал проникновение внутрь. Преодолев небольшую насыпь у входа, я осветил пространство перед собой.
Атмосферу, которая царит под землёй, вдали от солнечного света, очень сложно описать словами. Это нужно почувствовать самому: тишину, прерываемую лишь каплями воды, прохладу, запах сырой глины и камня и осознание того, что над тобой — десятки метров породы и столетия истории.
На фото я сижу на своде над одним из завалов. А что же дальше?
Встреча с завалом
Дальше меня ждало то, чего я не хотел, но подсознательно ожидал увидеть в старой штольне, — серьёзный завал. Конечно, было досадно, что путь вглубь истории оказался перекрыт. Но для сооружений, оставленных без присмотра и обслуживания на десятилетия, это обычное дело.
Несмотря на это, вылазку можно считать успешной. Это было моё первое знакомство с миром штолен. Путь оказался недолгим, но я получил представление об этих уникальных объектах. В тот же день мы исследовали ещё одну штольню, где удалось продвинуться гораздо дальше, но это — уже совсем другая история.
