В нашей стране всегда было две приоритетные статьи расходов — армия и церковь. Но если в советские времена религия существовала скорее на самоокупаемости, то военные получали финансирование по полной программе, что и отразилось на масштабах наследия тех лет.
Как-то раз летом, возвращаясь из леса с грибами, я совершенно случайно наткнулся на небольшой аэродром. Сейчас им изредка пользуются частники — для полётов на лёгкой авиации или прыжков с парашютом. Однако его прошлое оказалось куда более масштабным и интересным.
Военное прошлое
Оказалось, что когда-то здесь базировались военные. Поскольку аэродром должен был функционировать даже в условиях военного времени, был разработан план на случай повреждения основной инфраструктуры — например, если бы вышла из строя диспетчерская или прервалось энергоснабжение.
И решение было впечатляющим — целый мобильный аэропорт, развёртываемый с помощью нескольких десятков специальных грузовиков. Всё это хозяйство когда-то законсервировали и спрятали под сенью деревьев, а теперь оно просто ржавеет, забытое и никому не нужное.
Специализированная техника
Каждый автомобиль здесь имел свою строгую функцию. Например, вот этот — заправщик, к которому, судя по всему, прилагалось около тридцати железнодорожных цистерн для горючего.
А эта установка на шасси «ГАЗона» — не что иное, как мощная дизель-генераторная станция. С её помощью можно было обеспечить электричеством все системы временного аэродрома.
В другом кузове угадываются остатки компрессорной установки, вернее, то, что от неё осталось — одни прогнившие фрагменты. К сожалению, без охраны такие объекты быстро растаскивают на металл и запчасти.
Больше всего машин собралось возле полуразрушенного гаража — видимо, здесь была станция технического обслуживания. Весь этот парк нужно было поддерживать в рабочем состоянии, чтобы в случае чрезвычайной ситуации можно было мгновенно им воспользоваться.
Среди стандартных грузовиков выделялись бульдозер и пожарная машина. Её наличие вполне логично — даже в военных условиях при авариях на аэродроме нужны средства для тушения. Для этих же целей неподалёку был выкопан пожарный водоём.
Печальное настоящее
Из-за близости к населённому пункту техника сильно пострадала — и от рук охотников за цветным металлом, и от обычных мародёров. Практически ни на одной машине не осталось целых стёкол.
Салёны автомобилей изуродованы и разграблены, уцелевшие сиденья усыпаны осколками. Очень грустно видеть, как то, за чем когда-то тщательно ухаживали и берегли, превратилось в никому не нужный хлам.
В одном из кузовов-контейнеров я обнаружил любопытное оборудование — похоже, это был либо диспетчерский пульт, либо система наведения.
Электропитание для него могло подаваться от отдельной машины с автономной дизельной электростанцией, которая тоже стоит здесь, на этом кладбище техники.
Вероятно, списали всё это не просто так — техника безнадёжно устарела и физически, и морально. Но лично мне кажется, что даже старая, но рабочая техника лучше, чем полное её отсутствие.
В советские годы даже в небольших городах были свои аэропорты. Сегодня их стало гораздо меньше — и гражданских, и военных.
Ведь мы ни с кем не собираемся воевать, и внешних врагов у нас не осталось. Как же хорошо жить в мире, где все люди — братья!
Фотографии и текст для NordSkif & Co — резидент Дмитрий "Oesolod"
