Это место — огромное, так и не достроенное до конца, но всё же использовавшееся во время Великой Отечественной войны убежище, вырубленное прямо в гранитной толще. Если быть точнее, то это заброшенная и наглухо отсечённая бетонной перемычкой часть действующего и очень серьёзного защитного сооружения, которое сейчас находится в ведении МЧС.
История, полная воды
История этого подземного лабиринта началась в суровые дни начала войны, когда штабы местной противовоздушной обороны получили приказ срочно создавать укрытия для гражданского населения. По некоторым, правда, неподтверждённым данным, к 1943 году убежище в скале было в основном готово, хоть и без бетонной внутренней обделки (это не отделка, а конструктивный элемент!), и в нём даже разместилось городское управление.
В 1950-х годах было решено значительно расширить это защитное сооружение. Работы шли полным ходом, пока из-за недостаточной геологической разведки не вскрыли мощный водоносный горизонт. Поступающую в тоннели воду остановить не удалось, и было принято самое простое решение — отгородить несколько метров бетона и бросить затопляемую часть. Так и сделали. Основную часть объекта достроили и ввели в строй, а затопленную оставили в покое на долгие десятилетия.
В 1990-х воду из неё всё же откачали и задумали амбициозный проект — превратить эти залы в подземный районный гараж. Работы возобновились, выработки снова стали расширять, но с водой справиться так и не смогли. В 2008 году, когда в основной, достроенной части шла активная модернизация, затопленные тоннели снова осушили, но вода вернулась с поразительной скоростью.
В итоге теперь единственными, кто регулярно наведывается сюда на лодках и плотах, остаются диггеры.
Спуск в подземелье
Наш путь вниз начинается через один из порталов. Прямо у входа нас встречает огромная железобетонная ниша, предназначенная для массивных гермоворот с электроприводом. Говорят, в действующей части объекта установлены именно такие.
Своды укреплены противоотколом, который теперь порос причудливыми сталактитами.
Рядом — ещё одна ниша, вероятно, для щитов управления теми самыми гермоворотами. Далее горная выработка уходит под ощутимым уклоном вниз.
И приводит нас к воде. Сделав всего несколько шагов, понимаешь, что глубина уже по шею, а впереди — и вовсе бездонная темнота.
Поэтому без плавсредства не обойтись. К счастью, оно у нас есть. Наш самодельный плот за раз может взять на борт три-четыре человека, но нас больше, так что придётся организовать переправу в три захода.
Мы отчаливаем и плывём в самую дальнюю часть объекта, проплывая мимо нескольких ответвлений и боковых тоннелей.
Главный зал — подземный гараж
Наконец мы выплываем в огромный центральный зал, где в 90-е и планировали разместить гаражи.
Мы высаживаемся прямо на два таких «гаражных» блока. Вода здесь в основном по пояс, но есть ямы, где можно уйти с головой.
Пока плот уплыл за следующей частью нашей группы, мы начинаем осматриваться.
На одном из гаражей лежат забытые трубы и арматура.
А вот и часть какого-то центробежного вентилятора вместе с ротором.
Рядом с гаражами, прямо в воде, покоится какой-то трактор. Похожие машины используют в рудниках.
Он намертво упёрся в груду выработанной породы и застыл здесь навсегда.
Вот и переход в ту самую достроенную часть — его преграждает несколько метров монолитного бетона забутовки.
Дальние уголки
Проход к ещё паре недостроенных блоков и вентиляционному стволу. Здесь очень глубоко, и приходится буквально балансировать на уложенных в воде трубах, карабкаясь по стенам.
Недостроенный двухэтажный блок, застывший в полуготовности.
Напротив — ещё один, гораздо меньших размеров. Здесь даже сохранилась деревянная опалубка, которую так и не сняли.
Возвращаемся в главный зал.
Неожиданная находка
В одном из гаражей нас ждала ещё одна интересная находка.
Это УАЗ-3303, стоящий на своей последней парковке. В народе такие машины ласково называли «Головастиками».
По высоте ржавчины на кузове хорошо видно, что обычно уровень воды здесь поднимается ещё выше.
Вообще, по разным выработкам разбросано ещё много интересного: бетономешалка, компрессоры, всякие агрегаты, прожекторы и электрощиты. Но сфотографировать всё, имея для передвижения лишь один плот, — задача почти невыполнимая.
Так что на этом, пожалуй, и закончим.
Если вам было интересно, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в других подземельях!
