В 1986 году мир потрясла одна из самых ужасающих техногенных катастроф — взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. Его последствия были чудовищны: тысячи людей заболели, целые города эвакуировали, а обширные территории Украины, Беларуси и России оказались надолго отравлены радиацией.
Цена ликвидации
На борьбу с невидимой угрозой были брошены невероятные силы. Сотни тысяч человек, часто ценой собственного здоровья и жизни, участвовали в этой гигантской и смертельно опасной операции. Первыми на передовую вышли молодые пожарные, которые бросились тушить радиоактивное пламя. Многие из них, 28 героев, вскоре погибли. Именно их личные вещи, пропитанные радиацией, мы обнаружили в припятской медико-санитарной части №126.
Фото МСЧ 126, до и после аварии на ЧАЭС
Первые часы в больнице
Утром 26 апреля 1986 года в припятскую больницу начали поступать первые пострадавшие с симптомами острой лучевой болезни. Однако в тот момент врачи и медсёстры ещё не понимали всей масштабности трагедии, списывая недомогание на «газовое отравление». Специалистов-радиологов в МСЧ 126 не было, но, несмотря на это, местные доктора, проявляя профессионализм и самоотверженность, оказали квалифицированную помощь раненым.
Кусочек радиоактивной одежды на входе в МСЧ 126, фон выше нормы в 200 раз!
Опасное наследие в подвале
Выполняя свой долг, медики скорой помощи и больничный персонал раздевали облучённых, мыли их и обрабатывали страшные ожоги. Спустя несколько часов после поступления пожарных, медсёстры собрали всю их заражённую одежду и отнесли в подвал больницы. Она «фонила» десятками рентген! Это обмундирование, несущее в себе смертельную опасность, до сих пор лежит в тёмном подвале МСЧ.
Радиоактивные вещи в подвале МСЧ
Уровень радиации в подвале и сегодня остаётся экстремально высоким. Хотя в основном здании больницы относительно чисто. Всё постельное бельё, которое использовали пострадавшие, было захоронено.
На втором этаже, прямо посреди коридора, мы нашли одинокий стул. Решили проверить его дозиметром — и не ошиблись: фон составил 124 мкР/час, что в пять раз превышает норму. Остаётся только гадать, кто сидел на этом стуле в те роковые дни 1986 года. Спустя 33 года его радиоактивный след всё ещё ярок.
Радиоактивный стул
Палаты и операционная
Мы также заглянули в палату, где 26-27 апреля, до всеобщей эвакуации, лежали пожарные и сотрудники ЧАЭС. К нашему удивлению, уровень радиации здесь оказался в пределах нормы.
Палата в больнице Припяти
На четвёртом этаже сохранилась операционная, застывшая во времени.
Операционная палата
Записи, унесённые временем
Сегодня больница Припяти полна записей и документов той эпохи, но ни в одном из них нет прямых упоминаний о той страшной ночи. Вероятно, все ключевые медицинские карты и отчёты были изъяты в день эвакуации для детального изучения и анализа произошедшего.
Записи в больнице с 1986 года
