Здесь делали «бабушкины сервизы»: руины завода, где родился знаменитый гранёный стакан

Наше путешествие по городам бывшего СССР продолжается, и сегодня я хочу поделиться историей одного удивительного места — завода, который когда-то снабжал страну теми самыми «хрустальными совами» и праздничными сервизами, что до сих пор хранятся во многих семьях как память о прошлом.

Когда я приехал сюда, от былого величия остались лишь воспоминания. Работала только котельная, да в одном из цехов ещё теплилась жизнь — остальные же представляли собой печальные руины. Создавалось впечатление, что некогда градообразующее предприятие просто перестало быть нужным, его закрыли, и оно стало медленно разбираться на части…

Внимание! Чтобы понять реальное положение дел, очень важно ознакомиться с материалом до конца — ситуация оказалась чуть более сложной, чем казалось на первый взгляд.

Немного истории

Завод в Гусь-Хрустальном был основан купцом Акимом Мальцовым ещё в 1756 году. Изначально здесь выпускали простые стаканы и рюмки, но уже в 1830 году владелец наладил производство так называемого «богемского хрусталя». По качеству он не уступал знаменитому чешскому, но был значительно доступнее по цене.

После событий 1917 года и Октябрьской революции завод остановился. Вновь он заработал только в 1923 году, уже в новую, советскую эпоху.

Именно в советское время здесь начали выпускать культовые гранёные стаканы, дизайн которых приписывают Вере Мухиной. Параллельно мастера-стеклодувы создавали изумительные многоцветные изделия из стекла.

Годы войны и мирного труда

В суровые годы Великой Отечественной войны Гусевский хрустальный завод перестроился на нужды фронта. Вместо ваз и стаканов здесь стали делать ампулы для лекарств, светотехническое стекло, термосы, фляги и прочую необходимую мелочёвку для бойцов Красной Армии. Каждый на заводе работал, не покладая рук, все мысли были только о Победе.

Прогуливаясь по заброшенному административному корпусу, я находил множество следов прошлой жизни: старые пишущие машинки, образцы продукции, целые залежи документов и технической литературы, покрытые плотным слоем пыли.

Лихие девяностые и упадок

В 1990-е с заводом произошла типичная для многих советских гигантов история: приватизация, банкротство, непонятные криминальные разборки. К 2012 году производство было полностью остановлено.

То, что я увидел, можно было назвать только полной разрухой. Завод в прямом смысле разбирали по кирпичам. Если административный корпус ещё как-то сохранился, то производственные цеха напоминали последствия бомбёжки.

Вот так, например, выглядел цех, где когда-то стояли печи для обжига стекла.

Один из цехов мы всё же обнаружили в относительно сохранном состоянии. Там остались образцы готовых изделий, конвейерная лента и даже пара печей.

Не всё так однозначно

И вот здесь самое интересное — не зря я просил дочитать статью до конца.

Согласно некоторым данным, в 2013 году на заводе попытались возобновить работу. Однако мой визит состоялся позже, и признаков деятельности я не увидел. Очень хочется верить, что мои источники ошиблись.

С другой стороны, предприятие до сих пор числится действующим. По информации на 2018 год, там работало около 80 человек. Сайт компании периодически обновляется, и, судя по всему, сейчас завод переориентировался на выпуск небольших, ограниченных серий авторского хрусталя.

Фактически он ушёл от массового конвейера к штучным, индивидуальным заказам. При этом большая часть территории, если смотреть на спутниковые снимки, и сегодня выглядит заброшенной.

Я искренне надеюсь, что Гусевской хрустальный завод выживет и сохранит производственные традиции, заложенные более 250 лет назад.

А как думаете вы? Можно ли считать завод, сократившийся до 80 человек и одного цеха, по-настоящему «живым»? Какие, на ваш взгляд, у него перспективы в будущем?

Текст и фотографии – резидент проекта NordSkif & Co Алёна "Biolena"